вторник, 26 ноября 2013 г.

"Географ глобус пропил". Роман и фильм

       Киосе Оксана Афанасьевна
"Географ глобус пропил" - это роман о Перми, о небольшом микрорайоне Новые Речники, автором которого является пермский писатель Алексей Викторович Иванов.
Раскрывая в своем романе тему судьбы человека в реальностях жизни 90-х годов, Иванов притягивает и отталкивает читателей манерой описания. В романе используются нецензурные выражения, оскорбления и прочие виды общения, которые нарушают этические нормы, принятые в культурном  обществе: «Ты что, охренел?! Ты, что ли, Буратино, который не тонет?!». Описание всех пейзажей и событий проникнуты пессимистичным настроем: «За окном стоял холодный осенний день и было видна лишь бесконечная линия верхних этажей длинного высотного дома. Его крыша как ватерлиния отсекла нижнюю часть сизого облака, которое медленно ехало вдоль небосклона.»


В 2013 году вышел одноименный фильм Александра Велединского по роману Алексея Иванова. В фильме раскрывается все та же тема судьбы человека, однако действие перенесено в наши дни.  Фильм, снятый Велединским, получил главный приз фестиваля "Кинотавр".  По моему мнению, фильм не будет отталкивать так зрителя, как может произойти при прочтении романа. Фильм поставлен иначе: иначе раскрываются герои, иначе показаны отношения между людьми. Режиссер и время действия в фильме сглаживают грубость и жестокость окружающего мира. В фильме используются все те же оскорбления и нецензурная речь, однако, употребление данных выражений в другом времени и другой ситуации меняет отношение зрителя к ним.
Роман, помимо истории жизни главного героя, раскрывает истории окружающих его людей. Писатель уделяет зарисовкам пейзажа большое место в романе, давая время подумать как героям, так и читателям. Также яркой особенностью романа является описание настоящего и прошлого, исключая будущее. «Ночь длинная, дороги огромные, сил нет, будущее во тьме, никто не поможет, и командир – гад.» Из этого мы видим, что каждый живет лишь настоящим, выживая в этом времени, не уходя в своих мечтах далеко вперед. "Будущее. Только вот у него ничего не вызнаешь."
Главный герой романа - Служкин Виктор Сергеевич муж, отец, друг и в то же время учитель географии в старших классах. Это человек, страдающий от безденежья, но нашедший способ жить. Он обладает замечательным чувством юмора, именно при поддержке своих «шуточек» он и живет:"Без шутки жить жутко". Это человек, о котором, на первый взгляд, складывается впечатление, что он безнадежен и опустился настолько, что может только пить. Но если присмотреться внимательно, тогда мы увидим, что этот человек имеет красивую и высокую душу, хорошие знания и высокий интеллект.
Сюжет романа развивается необычным образом: в течение действия главные герои сменят друг друга. То мы видим историю судьбы Ветки и то, как Виктор Сергеевич старается ей помочь, а то, вдруг уже историю Сашеньки с ее наболевшими проблемами. Однако в процессе прочтения романа у читателя не возникает ощущения запутанности или же недосказанности. Все точно, ясно, понятно и объяснимо.
А вот фильм Велединского оставляет за собой какую-то недосказанность. В определенных моментах   зрителю требуется еще подумать и оценить происходящее. Так, например, линия любви Служкина к своей ученице Маше, недосказана. Если в романе Иванова мы видим последовательное развитие этих отношений и закономерный итог, то в фильме режиссер оставляет открытым вопрос о разрешении этих отношений.
На мой взгляд, Виктор Сергеевич Служкин  - герой своего времени. Это человек, который не пошел на поводу у системы, а старается жить по своим правилам, пусть ему это удается без особого успеха, но он не останавливается, а лишь упорно продолжает в направлении своих целей: иметь любящую семью, прекрасных друзей и помочь окружающим. «Дай бог мне никому не быть залогом его счастья. Дай бог мне никого не иметь залогом своего счастья. И еще, дай бог мне любить людей и быть любимым ими. Иного примирения на Земле я не вижу.»

Виктор Сергеевич является учителем, но не обычным школьным учителем-урокодателем, а учителем жизни для своих «отцов»(так Служкин называет своих учеников): «Конечно, никакой я для отцов не пример. Не педагог, тем более – не учитель. Но ведь я и не монстр, чтобы мною пугать. Я им не друг, не приятель, не старший товарищ и не клевый чувак. Я не начальник, я и не подчиненный. Я им не свой, но и не чужой. Я не затычка в каждой бочке, но и не посторонний. Я не собутыльник, но и не полицейский. Я им не опора, но и не ловушка и не камень на обочине. Я им не нужен позарез, но и обойтись без меня не смогут. Я не проводник, но и не клоун. Я – вопрос, на который каждый из них должен ответить.»  

11 комментариев:

  1. Возможно книга и талантливо написана, но я против всяческих оборотов неприличных в книгах и "запикивания" на экранах ТВ. Слово должно быть очистительным, нести свет и добро. В 90-е много появилось таких произведений с нецензурными выражениями.. Это чёрная полоса в нашей литературе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Сегодня нам сказали такую фразу, с которой я соглашусь: "Если бы все писали как Пушкин и Тургенев, то их бы сразу забыли как авторов..." Именно поэтому современная литература открывается нам жизнь с другой стороны. "Искусство ушло в дизайн. Не обязательно быть красивым, чтобы быть искусством".(Абашева М.П.) В XXI веке написано уже очень много произведений, которые признаны искусством, но к ним очень сложно привыкнуть... А следует - это интересно! (сразу извинюсь за эмоции, просто на данный момент под впечатлением от литературы:)

      Удалить
    3. Достоевский не писал красивости, но от этого он не стал менее великим...

      Удалить
    4. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.

      Именно этого ждешь от книги - хорошего! Грязи в жизни много было, есть и будет. Выпячивать ее наружу - удел журналистов, мне думается, удел писателя - очищать жизнь, а главное - душу, от этой грязи!

      Удалить
  2. Книгу пока еще не читала, а вот фильм посмотрела. Увы, разочарована... Не понравилось смотреть на те "свинцовые мерзости жизни" , в которых в силу жизненных обстоятельств оказались сами. Никак не прельщает образ пропойцы учителя, серость его жизненных будней, этот рабочий район, эти тупые дети... В кино хочется отдыхать!!! А еще раз осознавать , что ты никто, совсем нет желания.

    ОтветитьУдалить
  3. Заинтересовалась! Сегодня как раз планирую посмотреть фильм, а вот книгу - отложила... Может, не под настроение пришлась. У меня такое бывает. Позже сделаю еще одну попытку.

    ОтветитьУдалить
  4. Дочитываю книгу. Впечатление сложное. Неужели бывают такие дети и такие школы? Слава Богу, у нас таких единицы и, как правило, удается их заинтересовать или они уходят в другие школы.

















    ОтветитьУдалить
  5. Люблю читать и смотреть то, что вызывает положительные эмоции. Возможно я уже приблизилась к тому возрасту, когда говорят: "Старый, что малый". В последнее время читаю сказки, они меня успокаивают.

    ОтветитьУдалить
  6. Литература нового времени играет на том, что берет читателя внутрь. Не оставляет смотреть, а показывает, утрируя, жизнь. Призывает обратить на нее внимание. И чаще она напраалена на молодежь, на тех, кто и есть эти ученики!

    ОтветитьУдалить