Один из русских классиков, который вокруг себя рождает множество споров – это Ф.М. Достоевский. Творчество писателя, его философия и восприятие мира актуальны на сегодняшний день. Он писал пророческие вещи о современной эпохи, всегда на пьедестал проблематики ставил соблюдение моральных ценностей. Помимо того, что романы Ф.М. Достоевского обладают не только особенным литературным слогом, они ещё наполнены психологическим смыслом. Писатель один из немногих, кто стал искать духовный и культурный поиск. Также, самая глубокая тема, которая заставляет задуматься общество – это тема Ф.М. Достоевского. [1, с. 33]
Социальные, религиозные, психологические и философские взгляды писателя остаются актуальными на протяжении всего времени. Литературоведы отмечают, что феномен Ф.М. Достоевского заключён в том, что его личность заключает в себя писателя, художника русского слова, мыслителя и психолога. Эти черты нашли своё отражение в творчестве Достоевского. Именно его творчество оказало огромное влияние на всю русскую литературу, мировую философию и психологию.
Проблема в том, что психологизм Достоевского не исследовался подробно, не было конкретных деталей. Все исследования ограничивались лишь поверхностным изучением проблемы.
Творчество писателя имело психологический вектор.
Получив большую популярность с середины XIX века, он сохранял своё лидирующее положение вплоть до XX века. Ф.М. Достоевский внёс большой вклад не только в психологизм русской литературы, но и развил символический реализм. На его основе были построены трагедийные идеологические романы, например, «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Эти произведения наиболее полно через героев отражают всю психологическую трагедию людей низкого социального слоя.
Писатель ставил проблему личности и ее судьбы, отношение к Господу и народа очень остро. Неизвестный психологический мир людей интересовал Ф.М. Достоевского. Ему было важно знать, как и почему люди идут на совершение преступлений, что двигало ими. Мысли Достоевского обладали глубиной, на них нельзя было дать краткий ответ.
Психологическая проза интересована не только Ф.М. Достоевского, но и М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других русских классиков. Недостаточно изученные психологические проблемы общества стали толчком к тому, что писатели заостряли своё внимание на них.
Ф.М. Достоевский один из немногих (пожалуй, здесь можно упомянуть ещё имя Лермонтова), кто через злободневность смог показать вечные ценности. Большое количество русских классиков изучали настоящие и прошлые реалии через дворян. А Достоевский зачастую брал людей низкого социального слоя. Он понимал, что психологические проблемы могут быть не только у дворян, но и у маргиналов. Они больше других подвержены событиям жестокой реальности. К примеру, у дворянина не может возникнуть такой проблемы, как у героя романа «Преступления и наказание» Родиона Раскольникова, а высокомерная дворянка никогда не будет иметь такого чувства сострадания к другому, как Соня Мармеладова. [2, с. 150]
Метод, который использует Ф.М. Достоевский в своих романах – это психологический анализ героев. В его основу легли социально-утопические идеи. Писатель отвергал буржуазный и феодальный образ жизни. Он призывал к справедливости к каждому человеку, независимо от того, к какому социальному статусу он принадлежит.
Внутрення неопределённость, трагизм существования, конфликт между социальными слоями невозможно было передать традиционными способами в произведениях. Поэтому произошёл синтез жанровых форм. И самым популярным стало смешивание психологизма и трагизма.
Характеру героев раскрываются через целые монологи, в которых они рассуждают сами с собой, отвечают на собственные вопросы. У героев есть идеи, во имя которых они идут на тот или иной шаг. Жертвы романов Достоевского вызывают сильнейшую антипатию.
Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» идёт на преступление ради идеи, которая основана на избавлении общества от старухи-процентщицы. Для Раскольникова совершение убийства – это начало к новой жизни. Он не хочет совершать этого ужасного преступления, но идёт на него. Позже он раскаивается, признается в содеянном и ему безразлично, какое наказание его ждёт.
Дмитрий из романа «Братья Карамазовы» также переживает психологическую травму, душевный хаос. Митя – это воплощение бури эмоций, надрывов, срывов. У него сильный конфликт с отцом. Он считает, что Федор Павлович со своими низменными идеями не должен жить. Дмитрий Карамазов эмоционально неустойчив. Изначально Митя, как и Раскольников, сомневается в том, нужно ли убивать. Однако случайно ударив Григорий, Митя понимает, что он не хочет совершать преступления. [3, с. 45]
В «Братьях Карамазовых» показана сложная ситуация: герой не хочет терпеть жертву, он готовится к преступлению, отчетливо понимая, какое наказание его за это ждёт. Позже, он понимает, что необходимо отказаться от преступления, однако доказательств этому уже нет. Судебный процесс берет во внимание только фактические доказательства и улики вины подсудимого. У Раскольникова, напротив, нет доказательств собственной вины, от чего Порфирий Петрович надеется на признательные показания на суде.
Другая главная идея романов Ф.М. Достоевского – это то, что нельзя никого судить. Ни Сонечка, ни Алёша не осуждают главных героев, а напротив, обладают сильнейшим качеством, которое в современном мире не трудно спутать со слабостью.
Писатель обращает внимание на то, что судьба человека зависит не только от того, какое количество фактов предоставлено, а также от представления, которое ждут все. Здесь речь идёт о «дуэли» между прокурором Ипполитом Ивановичем и адвокатом Фетюковичем. Играют главную роль амбиции и желание победить оппонента. Для усиления эмоциональной окраски Достоевский прибегает к интересному методу – адвокат из «Братьев Карамазовых» ссылается на неадекватность подсудимого.
Показывая психологическое состояние героя, Родиона Раскольникова и Дмитрия Карамазова, вопрос об убийство переходит уже в нравственную категорию. Митя признаётся в том, что хотел, чтобы отец умер. Раскольников признаётся в совершении убийства. Для них обоих житейские проблемы – это пустяки, а существование Бога – это вечная ценность. Оба спокойны, принимают свою судьбу, не пытаются найти себе оправдание. [4, с. 190]
Ф.М. Достоевский в глазах своих современников запомнился глубоко религиозным человеком, от чего кажется, что в главных героях отражается его мировосприятие. Важнее всего человечество, а заповедь «Не убий!» распространяется на всех: и на маргиналов, и на таких, как Федор Павлович и старуха-процентщица.
Ф.М. Достоевского коробит отношение высшего слоя к низинному слою населения. Он пытается призвать к справедливости. Оба героя обретают Бога, открываются высокие идеалы. Автор исследования приходит к тому, что психологизм романов заключён во внутреннем конфликте героев, которые позже сожалеют о собственных действиях, а также сны, которые герои принимают как муки совести.
Писателю удалость в своём творчестве раскрыть феномен психологизма и трагизма, талант исследования психологии личности.
Список литературы:
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 2 изд., испр. и доп. М. : Сов. писатель, 1963.
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука, 1976.
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука, 1976.
Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бузуртанова Х.С. ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНОВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 23(43). URL: https://sibac.info/journal/student/43/122949 (дата обращения: 09.04.2020).
Комментариев нет:
Отправить комментарий