вторник, 28 апреля 2020 г.

В.М.Шукшин "Ванька Тепляшин"

Широкое признание, которое получили его книги и фильмы, интерес к личности и судьбе Шукшина и обусловлены в первую очередь редким единством жизни и творческой практики, тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев.
В его искусстве так причудливо переплелась жизнь самого художника и созданий его фантазии, что и не разобрать, кто там взывает к человечности – писатель Шукшин, или персонаж Ванька Тепляшин (рассказ «Ванька Тепляшин»).
Шукшин Василий Макарович — биография режиссера и актера, личная ...  Шукшину понравилась бы версия, что его убили враги»

За эпизодом из жизни героя и почти до мелочей совпадающим эпизодом из биографии самого Шукшина стоит одна личность, для которой Правда жизни – главный критерий искусства. Своеобразие творчества Шукшина, поразительное единство его художественного мира и основаны прежде всего на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление духовной жизни народа.

Со времён Ломоносова русская деревня посылала в город многих смекалистых, умных и деятельных, очень серьёзно относящихся к жизни и искусству детей своих. Они прославили Землю Русскую, овладели высотами мировой науки и культуры, но навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей “малой” родине. Эта целая плеяда писателей (среди них, например, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин), в судьбе которых соединилась духовная память народа и общечеловеческая культура.
Тайна смерти Шукшина: почему свидетели трагедии считали, что ...

Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусственных. Но уже в самом начале обнаружил новые возможности в изображении человека, сумел в частном увидеть общее. Обратившись к знакомому, обыденному, он нашёл там неизвестное. Он расширил сферу изображаемого в искусстве. Сборник «Сельские жители» - начало. Не только творческого пути, но и большой темы – любви к деревне.

Для Василия Шукшина деревня – не столько географическое понятие (хотя и географическое тоже), сколько национальное и нравственное, где сходится весь сложнейший комплекс человеческих отношений. И как это бывает по непреложному человеческому закону, желание сказать своё слово о людях, которые близки, выливается в размышления обо всей народной жизни.

В то время, когда некоторые критики упорно причисляли Шукшина к “деревенщинам”, попеременно объявляли его то певцом деревенской патриархальности, то ненавистником города, видели в его рассказах противопоставления душевного здоровья рефлексии, писатель задумывался не только о деревне и о городе – о России. О русском национальном характере.

Есть в художественной позиции Шукшина, в его размышлениях о деревне один аспект, особый, я думаю, очень актуальный – проблема духовных ценностей. Шукшин, мне кажется, как никто другой, много и упорно думал о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство , протестовал против тех, кто создаёт так называемые “варианты произведения села”.

Ловелас, талантливый актер и алкоголик – каким был Василий Шукшин ...

Василий Шукшин в фильме "Они сражались за Родину"

Шукшин был убеждён, что самое главное в жизни – это взаимоотношения людей, их любовь и жалость друг к другу, способность воспринимать чужую боль как свою. В наше время, к сожалению, и любовь, и жалость друг к другу встречаются не так уж часто.

Чтение рассказа.




Рассказ «Ванька Тепляшин».

Основная проблема рассказа «Ванька Тепляшин» выражена словами его героя – «Надо человеком быть!», которые он произносил дважды. Слова эти
относятся не только и не столько к красноглазому вахтёру (ему уже поздно
постигать подобные нравственные нормы), сколько к людям, которые героя окружают, и прежде всего к самому себе. Он многозначны.

С одной стороны, этот рассказ о достоинстве человека, о настоящей человечности, с другой стороны, о необходимости активной борьбы против зла, хотя и не такими средствами, какие избрал Ванька. Герой непримирим к несправедливости, к ущемлению человеческого достоинства.

И ещё есть одна важная мысль в рассказе «Ванька Тепляшин» : быть
человеком – значит быть личностью. Не случайно мы узнаём о грустном настроении Ивана от пребывания в городской больнице, которое исходит от ощущения его одиночества. С явной иронией пишет Василий Шукшин , что в горбольнице героя устроили хорошо, стали называть тематическим больным.

Тоскует Ванька не только по родному саду, селу, но и по доброму человеческому отношению, которое бы включало в себя, прежде всего, понимание людьми его индивидуальности. Тоскливое состояние усугубляется и видом из окна: люди все казались ему одинаковыми.

Большую роль в рассказе «Ванька Тепляшин» играет приём антитезы, с помощью которого автор обличает бездушие и ратует за торжество истинной красоты человека. Так, в обстановке больничной скуки во весь голос неожиданно вскрикнула «радость человеческая.» «Мама идёт!»-закричал он всем в палате радостно»

Между тем, на фоне искренней радости встречи сына с матерью читатель с гневом воспринимает бездушие, бесчеловечность красноглазого вахтёра. Он не произнёс , не сказал, а «деревянно прокуковал»: «В среду, субботу, воскресенье». Писатель передаёт его речь отрывочными фразами и восклицаниями: «Назад!», «Ко мне», «Тут произвол!»

Столкновение Ваньки Тепляшина и красноглазого также обрисовано с помощью контраста. Если вахтёр с презрением относится к людям, не считает нужным реагировать на их просьбы и объяснения, разве что его могут смягчить деньги, то Ванька с достоинством требует уважения к себе, даже в драке не нападает, а отбивается, чтобы поменьше летели стулья и тумбочки.

Основная тема рассказа – выражение чувства человеческого достоинства. В произведении три раза говорится об униженной просьбе матери, которая
щемила душу героя. Его поразило, какой у матери стал «жалкий голос, даже
какой-то заученно жалкий, привычно- жалкий». Ему стало стыдно за мать.

Второй раз вспоминает он об унижении матери, когда Сергей Николаевич уговаривает его остаться долёживаться. И это воспоминание усилило стремление Ваньки уйти из больницы. И наконец, по дороге домой, он вновь вспоминает обидную для него сцену и говорит матери: «…Не проси так никого, как давеча этого красноглазого просила. Никогда никого не проси. Ясно?»

Герой рассказа органически не принимает приспособленческой морали, которая проявляется и в униженных просьбах матери («Много так сделаешь – не просить-то?»), и в упоминании соседей по палате, и в упрёке их и доктора, мол, зачем связался (слово это неоднократно повторяется в тексте) с вахтёром. Поэтому и не принял он столь заманчивого предложения врача, который был готов поселить Ванькину мать у себя в доме. Бескомпромиссность героя выражена в столь торжественно произносимой им фразе, отнесённой и к самому себе, и к красноглазому, и ко всем остальным. И в этом проявилась симпатия писателя к герою, выраженная в сочетании мягкого юмора с лиризмом, что отражено в фамилии героя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий