среда, 6 ноября 2013 г.

Новости литературы

Портал «Новости литературы» http://novostiliteratury.ru/ продолжает знакомить Вас с последними событиями мира книг и чтения.
 
Основные события с 28 октября по 5 ноября 2013 года:
 
Что нового
 
Названы лауреаты «Книжной премии Рунета 2013»
 
Итоги «Книжной премии Рунета 2013», которые подвели в московском Jagger Hall, ещё раз доказали, что фавориты награды в реальности редко её удостаиваются. Ни «Код Дурова» Николая Кононова, ни «Бэтман Аполло» Виктора Пелевина, ни «Священный мусор» Людмилы Улицкой, ни «Самоучитель Олбанского» Максима Кронгауза премиями отмечены не были.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/novosti/nazvany-laureaty-knizhnoj-premii-runeta-2013/
 
Стартовала КРЯКК-2013
 
31 октября 2013 года, в Красноярске открылась ярмарка книжной культуры. По словам организаторов, в мероприятии примут участие более 230 издателей – как российских, так и зарубежных – из Израиля, Швеции, Дании и Норвегии.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/novosti/startovala-kryakk-2013/
 
Дом-музей Солженицына «Матренин двор» открыли под Владимиром


 
На месте избы в поселке Мезиновский Владимирской области, сгоревшей прошлом году, построен дом-музей советского писателя. Торжественное открытие памятника культуры состоялось в субботу, 26 октября 2013 года.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/novosti/dom-muzej-solzhenicyna-matrenin-dvor-otkryli-pod-vladimirom/
 
Пелевин и Акунин заменили в учебнике истории Ходорковского и Березовского
 
В свежей версии проекта, опубликованной сегодня, 30 октября, на сайте Российского исторического общества, можно ознакомиться с обновленным списком деятелей культуры, политики и экономики, которые, по мнению специалистов, оказали существенное влияние на историю 1991-2012 годов. В него, в частности, вошли писатели Виктор Пелевин и Борис Акунин, а также певец Юрий Шевчук, пианист Денис Мацуев, актриса Чулпан Хаматова и другие известные россияне.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/novosti/pelevin-i-akunin-zamenili-v-uchebnike-istorii-xodorkovskogo-i-berezovskogo/
 
Нил Гейман будет преподавать в колледже Бард
 
На сайте учебного заведения появилась информация о том, что американский писатель и сценарист станет преподавателем факультета театра и исполнительских искусств. Авторский курс лекций Нила Геймана рассчитан на студентов, которые также обучаются на отделении литературы и лингвистики.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/novosti/nil-gejman-budet-prepodavat-v-kolledzhe-bard/
 
Голландские художники создали книгу, написанную бинарным кодом
 
Группа художников из Голландии La Société Anonyme разработали издание The SKOR Codex (Кодекс Фонда искусств и общественного достояния), написанное универсальным языком бинарного кода. В книге представлены изображения и звуковые файлы, которые отражают разнообразие объектов окружающего мира и достижения современной культуры.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/novosti/gollandskie-xudozhniki-sozdali-knigu-napisannuyu-binarnym-kodom/
 
Образ Джейн Остин на банкнотах посчитали гламурным
 
Пола Бирн, профессор Оксфордского университета, опубликовала критическую статью, в которой достаточно резко высказалась по поводу решения изобразить портрет Джейн Остин на десятифунтовых купюрах. По словам Бирн, отретушированное изображение, созданное по портрету 1870 года, оказалось подчеркнуто гламурным, поэтому не отражает достоверный образ писательницы и её роль в мировой литературе.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/novosti/obraz-dzhejn-ostin-na-banknotax-poschitali-glamurnym/
 
«Московский Дом книги» не отдадут «Республике»
 
Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации, сообщила, что правительство РФ решило вопрос о судьбе Московского Дома книги, который в последние месяцы находился под угрозой реорганизации с последующей передачей в частные руки. По словам спикера, сеть книжных магазинов останется в государственной собственности и не будет объединяться с коммерческой сетью «Республика».
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/novosti/moskovskij-dom-knigi-ne-otdadut-respublike/
 
Сергей Лукьяненко прочитает лекцию на фестивале «РобоСиб»
 
В Иркутске 28-29 ноября 2013 года пройдет первый фестиваль «РобоСиб», на котором в создании и управлении роботами будут соревноваться участники возрастом от 6 до 30 лет. Специальным гостем мероприятия станет известный российский фантаст Сергей Лукьяненко – 28 ноября он прочитает здесь открытую лекцию, посвященную возможным вариантам развития технологического будущего.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/novosti/sergej-lukyanenko-prochitaet-lekciyu-na-festivale-robosib/
 
Павел Воля собирается выпустить книгу стихов
 
«Гламурный подонок» Павел Воля, как выяснилось, горазд не только отпускать циничные шутки с телеэкрана. В своем микроблоге в Twitter шоумен заявил, что в настоящее время ищет издателя для выпуска собственной книги стихов.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/novosti/pavel-volya-sobiraetsya-vypustit-knigu-stixov/
 
Олег Кашин рассказал Bloomberg о Евтушенко, Бродском и Путине
 
По мнению российского журналиста и блогера Олега Кашина, конфликт между Евгением Евтушенко и Иосифом Бродским гарантирует власть президенту РФ Владимиру Путину. Оппозиционно настроенный блогер в статье для Bloomberg заявил, что пока россияне не начнут читать одни и те же книги, Путин будет управлять страной.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/novosti/oleg-kashin-rasskazal-bloomberg-o-evtushenko-brodskom-i-putine/
 
В 2014 году начнутся съемки кино по роману Кинга «Мобильник»
 
Тод Уильямс, режиссер картины, самой известной работой которого критики называют «Паранормальное явление 2», сегодня заявил, что к съемкам экранизации «Мобильника» он намерен приступить в январе 2014 года, однако когда лента выйдет в прокат, он пока не уточняет.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/novosti/v-2014-godu-nachnutsya-semki-kino-po-romanu-kinga-mobilnik/
 
Amazon анонсировала литературный журнал Day One
 
Day One – электронный литературный журнал, который будет выходить еженедельно и продвигать одного поэта и одного прозаика в каждом номере. Доставка журнала будет выполняться автоматически на все устройства Kindle – свежий номер рассылки поступит на электронный адрес, на которое зарегистрировано устройство, или в специальное приложение для Android.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/novosti/amazon-anonsirovala-literaturnyj-zhurnal-day-one/
 
 
Эти и другие новости можно прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/
 
Обзор книжных новинок
 
Татьяна Полякова «Найти, влюбиться и отомстить»
 
Современные технологии способны порой в корне изменить жизнь обычного человека. Случайно увидев убийство подруги Вера по Skype, Полина, героиня новой книги Татьяны Поляковой «Найти, влюбиться и отомстить», сначала думала, что это дурацкая шутка, однако предсказание, сделанное ранее, заставило посмотреть на вещи иначе.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/anonsy-knig/tatyana-polyakova-najti-vlyubitsya-i-otomstit/
 
В. Ким Чан, Рене Моборн «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков»
 
Чтобы создать рынок, который будет свободен от других игроков, авторы книги предлагают придумать что-то принципиально новое. В издании приводятся конкретные советы по выведению бизнеса из конкурентного стресса и созданию революционной бизнес-модели.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/v-kim-chan-rene-moborn-strategiya-golubogo-okeana-kak-najti-ili-sozdat-rynok-svobodnyj-ot-drugix-igrokov/
 
Грейс Коддингтон «Grace. Автобиография»
 
Грейс Коддингтон модные критики считают одним из лучших стилистов мира, а коллеги-издатели – самым влиятельным фэшн-редактором планеты. По мнению журнала Time, без неё журнал Vogue не стал бы библией модной индустрии, так как именно Грейс обладает удивительным талантом чувствовать вектор развития моды.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/grejs-koddington-grace-avtobiografiya/
 
Иллюстрированный Гражданский Кодекс Российской Федерации в рисунках Алексея Меринова
 
Издание, сочетая строгость «буквы закона» и тонкий юмор, воплощенный в карикатурах художника Алексея Меринова, станет достойным украшением домашней библиотеки или офисной книжной полки. Под одной обложкой объединены все четыре части кодекса, а начало каждой из 78 глав проиллюстрировано весьма красочно и детально.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/illyustrirovannyj-grazhdanskij-kodeks-rossijskoj-federacii-v-risunkax-alekseya-merinova/
 
Дэн Бюттнер «Правила долголетия»
 
«Правила долголетия» Дэна Бюттнера представляют собой подведение результатов самого обширного исследования долгожителей. В книге рассматриваются условия, в которых люди живут как можно дольше, наслаждаясь при этом всеми прелестями жизни. Автор подчеркивает, что пожилой возраст не означает для долгожителей немощь и безрадостное существование.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/den-byuttner-pravila-dolgoletiya/
 
Кристофер Андерсен "Мик Джаггер. Великий и ужасный"
 
«Великий и ужасный» рокер однажды поклялся, что историю своей жизни не напишет никогда. За него над описанием ключевых моментов личной жизни и победного шествия Rolling Stones на музыкальный олимп поработал популярный биограф.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/anonsy-knig/kristofer-andersen-mik-dzhagger-velikij-i-uzhasnyj/
 
Стив Биддалф «Не сажайте детей в холодильник»
 
Книга Стива Биддалфа, семейного психолога, известного во всем мире, автора психологических бестселлеров, предназначена для всех пап и мам, стремящихся понять своих детей и научиться общению с ними. Их главная задача состоит в том, чтобы в семье вырос счастливый, а не просто послушный ребенок.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/stiv-biddalf-ne-sazhajte-detej-v-xolodilnik/
 
Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»
 
Воспитание детей сложно в любой стране. Однако дети у родителей-французов счастливы, вежливы и послушны, при этом родители не жертвуют своей взрослой жизнью. Дети во французских семьях не мешают общаться взрослым, не кричат, требуя себе новую игрушку, спокойно ведут себя в ресторанах, едят блюда для взрослых и не скандалят по поводу запретов родителей. Как им это удается?
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/anonsy-knig/pamela-drukerman-francuzskie-deti-ne-plyuyutsya-edoj/
ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ АНОНСОВ НОВЫХ КНИГ НА САЙТЕ: 
http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/ 
СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ РАЗДЕЛА С ОТРЫВКАМИ ИЗ НОВЫХ КНИГ:
http://novostiliteratury.ru/category/excerpts/
 
 
Что читать детям?
 
Андрей Усачев «Олимпийская деревня Дедморозовка»
 
Накануне предстоящей Олимпиады снеговики занялись уже известными зимними видами спорта и даже создали новые, такие как снегобол, сугробол и фигурное рисование. Кроме того, жители Дедморозовки узнали много нового о таких видах спорта, как бобслей, керлинг и скелетон. В конечном счете, подготовка к Зимней Олимпиаде оказалась очень увлекательной и веселой!
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/anonsy-knig/andrej-usachev-olimpijskaya-derevnya-dedmorozovka/
 
Павел Астахов написал книгу «Детям о праве»
 
Главный герой книги – школьник Володя, которому предстоит увлекательное путешествие по стране Законии. Володя посетит Школьную, Семейную, Дорожную, Государственную, Торговую и Привольную губернии, познакомится с жителями выдуманного государства и научится у них правилам поведения в семье, в школе, на дороге, на улице, на отдыхе.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/anonsy-knig/pavel-astaxov-napisal-knigu-detyam-o-prave/
 
«Сто загадок страны ПэДэДэ» - книга от журнала «За рулем»
 
Книга «Сто загадок страны ПэДэДэ» адресована, в первую очередь, юным читателям. Она знакомит детей с основными правилами дорожного движения, и, по словам автора, известного автожурналиста Михаила Колодочкина, также будет интересна опытным водителям.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/knigi-dlya-detej/sto-zagadok-strany-pedede-kniga-ot-zhurnala-za-rulem/
 
Рихард Вагнер «Золото Рейна»
 
«Золото Рейна» - грандиозное эпическое оперное полотно, созданное самым скандальным немецким композитором Рихардом Вагнером. «Кольцо нибелунга» соединяет в себе скандинавский эпос VIII-IX веков «Эдда» и германский эпос ХIII века «Песнь о нибелунгах».
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/anonsy-knig/rixard-vagner-zoloto-rejna/
 
Эти и другие материалы из серии «Лучшие детские книги» читайте на сайте: 
http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/
 
 
Литературный календарь
 
«Для минуты прозрения иногда мало и целой жизни…» - 28 октября 1903 года родился Ивлин Во
 
Произведения Ивлина Во – жесткая сатира с элементами «черного юмора», а также серьезные романы, в которых прослеживается критика католицизма. Персонажи его книг гротескны, карикатурны, порой абсурдны, однако в них – вся суть Англии первой половины XX века. «Испытание Гилберта Пинфолда», «Упадок и разрушение», «Мерзкая плоть», «Пригоршня праха», трилогия «Меч почета» принесли британскому писателю всемирную известность.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/literaturnyj-kalendar/dlya-minuty-prozreniya-inogda-malo-i-celoj-zhizni-28-oktyabrya-1903-goda-rodilsya-ivlin-vo/
 
«Возможно ль жить, всем сердцем не любя…» - 31 октября 1795 года родился Джон Китс
 
Джон Китс – сын владельца платной конюшни, который должен был продолжить дело отца, однако, в 14 лет оставшись сиротой, решил обучаться медицине и поступил помощником к Томасу Хэммонду, чтобы постичь азы хирургии и фармации – на полноценное университетское образование у него не хватало средств...
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/literaturnyj-kalendar/vozmozhno-l-zhit-vsem-serdcem-ne-lyubya-31-oktyabrya-1795-goda-rodilsya-dzhon-kits/
 
Скончался Раджендра Ядав, индийский писатель и переводчик
 
На 85 году жизни в Нью-Дели скончался Раджендра Ядав, знаменитый индийский писатель и переводчик русской классики на хинди. Вчера вечером он обратился в госпиталь с жалобами на одышку и проблемы с работой сердца; сегодня индийские информагентства сообщили о кончине писателя по дороге в больницу.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/literaturnyj-kalendar/skonchalsya-radzhendra-yadav-indijskij-pisatel-i-perevodchik/
 
Скончался Жерар де Вилье, автор шпионских романов
 
Писатель, перу которого принадлежит более двухсот детективных романов о приключениях князя Малко Линге, на 84 году жизни скончался сегодня в Париже. Смерти автора предшествовала длительная болезнь. О кончине де Вилье в своем микроблоге в Twitter сообщил адвокат писателя Эрик Морен.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/literaturnyj-kalendar/skonchalsya-zherar-de-vile-avtor-shpionskix-romanov/
 
 
А также:
 
Литературный гороскоп на 4-10 ноября 2013 года
 
http://novostiliteratury.ru/2013/11/literaturnyj-kalendar/literaturnyj-goroskop-na-4-10-noyabrya-2013-goda/
 
 
Электронные книги
 
В iBooks электронные книги теперь можно дарить
 
Apple презентовала технологию, которая позволяет пользователям iMac дарить друг другу электронные книги. Также доступна функция «подписывания» файлов – теперь, как в старые-добрые времена, на книге, пусть и электронной, каждый владелец сможет оставлять дарственную надпись.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/bookreaders/v-ibooks-elektronnye-knigi-teper-mozhno-darit/
 
B&N NOOK GlowLight – новый букридер с LED-подсветкой
 
Barnes&Noble представила новую модель электронной книги: NOOK GlowLight позиционируется как основной конкурент Kindle Paperwhite и при равных функциональных возможностях, к слову, стоит на 20 долларов меньше.
 
http://novostiliteratury.ru/2013/10/bookreaders/bn-nook-glowlight-novyj-bukrider-s-led-podsvetkoj/
 
            * * *
И еще многое другое о мире литературы на нашем портале. Следите за обновлениями на http://novostiliteratury.ru/ !
 

Бонус подписчику!
 
Лучший российский non-fiction октября
 
Сегодняшняя подборка книг от сайта «Новости литературы» расскажет вам о написанных российскими авторами бестселлерах жанра non-fiction, которые в октябре 2013 года возглавили рейтинги продаж российских книжных магазинов. Несмотря на то, что многие из этих книг были выпущены отнюдь не в октябре, издания по-прежнему весьма востребованы, что и подтверждает читательское «голосование рублем».
 
1. Дмитрий Чернышев «Как люди думают» 
 
Известный блогер Дмитрий Чернышев (mi3ch) отмечает, что к написанию книги «Как люди думают» его побудило наблюдение за собой и за окружающими. Люди думают об обыденном, привычном, повседневном крайне мало, делая многие вещи автоматически, в то время как мозг занят решением более глобальных вопросов. Такой подход уничтожает в человеке творческое начало, которому не выжить без подпитки извне. Чернышев объясняет процесс появления той или иной идеи и представляет своеобразный алфавит мышления, на основе которого придумывание чего-то нового упрощается.

2. Александр Генис «Уроки чтения. Камасутра книжника»
 
Книга, написанная с юмором и тонкой иронией, с глубокой любовь к чтению хороших книг, способная поднять non-fiction до уровня, на котором он завоевывает особое место, становясь настоящей художественной литературой. Автор, выросший в Риге, с 1977 года живет и работает в Нью-Йорке; впрочем, по мнению критиков, Гениса можно по праву считать русским писателем, так как он ближе к русской, а не к западной культуре. «Уроки чтения. Камасутра книжника» - 35 уроков литературного гедонизма, которые каждому могут подарить  "общедоступное ежедневное счастье - для всех и даром".
 
3. Александр Мясников «Как жить дольше 50 лет. Честный разговор с врачом о лекарствах и медицине»
 
Книга Александра Мясникова для многих читателей стала откровением. Автор, внук и полный тезка врача, лечившего  Сталина, рассказывает, как в условиях отечественной медицины прожить долгую и здоровую жизнь, используя вполне доступные каждому средства. Честный разговор с врачом об эффективных методиках профилактики инсульта и инфаркта, способах лечения серднчно-сосудистых заболеваний, устраняющих не симптомы, а причину, о способах оздоровления и закаливания организма, успешно применяемых на Западе – всё это вы найдете в книге «Как жить дольше 50 лет».
 
4. Архимандрит Тихон «Несвятые святые» и другие рассказы»
 
Книга, выпущенная в 2011 году, вызвала широкий общественный резонанс и заслужила симпатии читательской аудитории. В 2012 году она была отмечена тремя наиболее авторитетными российскими литературными наградами – «Большая книга», «Книга года» и «Книжная премия Рунета». «Несвятые святые» и другие рассказы» - духовная проза, простая и понятная даже человеку, далекому от христианства и от религии в целом. Она – о Промысле Спасителя и о созерцании чудес, которые он дарит нашему миру. 
 
5. Николай Стариков «Геополитика. Как это делается»
 
Издание посвящено геополитическим интересам современной России, исследованию международных отношений страны в разные века, реализации классических принципов геополитики на практике. Даже человеку, который не проявляет повышенного интереса к истории и политике, «Геополитика. Как это делается» станет достойным подарком – в ней описыватся неоднозначные факты из прошлого России и их проекция на будущее нашей страны, приводятся простые объяснения сложных международных процессов и рассказывается о том, как прогнозировать влияние того или иного политического события на жизнь каждого из нас.
 
6. Паола Волкова «Мост через бездну» (книги 1 и 2)
 
Книга, повествование в которой гордо шествует сквозь века, останавливаясь лишь, чтобы насладиться видами шедевров мирового искусства. Это уникальная интерактивная экскурсия, в которой читатель является и главным действующим лицом, и слушателем, это возможность поучаствовать в культурных экспериментах, поспорить об искусстве, увидеть известные мировые произведения с неожиданной точки зрения. Первый том издания искусствовед, заслуженный деятель искусств Паола Волкова успела полностью закончить сама; работу над вторым продолжили её коллеги и ученики, выпустив «Мост через бездну. Том 2» к 83 годовщине со дня рождения писательницы.
 
7. Виталий Гиберт «Моделирование будущего» 
 
«Моделирование будущего» - издание, получившее две награды «Книжной премии Рунета 2013» как лучший non-fiction по мнению пользователей Рунета и лучшая электронная книга. Книга – телепорт в детство: она – о беззаботной жизни, в которой всё случается, будто по волшебству, и о знании, живущем в каждом из нас и позволяющем построить счастливые отношения, сохранить здоровье, добиться успеха в профессиональном плане.
 
8. Вадим Зеланд «Клип-трансферинг. Принципы управления реальностью» 
 
Трансферинг – авторская эзотерическая методика Вадима Зеланда, которая, по словам автора, обеспечивает качественное и комфортное управление реальностью. В книге «Клип-трансферинг» Зеланд изменил привычному формату и собрал издание из «клипов» - кратко сформулированных ключевых идей, которые объединены в тематические главы. Это позволило улучшить восприятие и запоминание методики читателями, сделать полезный дайджест, который может стать настольной книгой, советы которой предлагается постепенно реализовывать в повседневной жизни.
 
9. Алексей Ковальков «Методика доктора Ковалькова. Победа над весом» 
 
По мнению Forbes, Алексей Ковальков сегодня входит в тройку лучших врачей-диетологов России. В книге представлена эффективная методика, которая поможет не только похудеть быстро и комфортно, но и удерживать вес в течение многих лет. Используя комплексный подход, который основывается на правильном питании и небольших физических нагрузках, автор сам похудел на 50 кг за полгода; в издании он систематизировал правила, которые помогли ему и позволили вернуться к комфортному весу и здоровому образу жизни сотням тысяч людей в России и за рубежом. 
 
10. Владимир Переверзин «Заложник. История менеджера ЮКОСа» 
 
За право остаться человеком принципа и избежать лжесвидетельства Владимир Переверзин отдал семь лет и два месяца своей жизни – именно столько человек, которого называют «самым случайным узником дела ЮКОСа», провел за решеткой. Этого времени никто не вернет, однако и не отнимет права честно рассказать о приговоре, неожиданном в своей жестокости, и о суде, абсурдность которого ни у кого не вызывала сомнений. Автор не скрывает, что то, что случилось с ним, в России может произойти с каждым. Дальше – многоточие, ведь советов о том, как можно защититься от политической и судебной машины, не готов дать никто.
 
 
Литература в Сети. Лучшее за неделю
 
Сизифов роман
 
На русский язык впервые переведено «Искусство романа» Милана Кундеры - книга о детстве, отрочестве и смерти европейского романа.
 
Четыре века назад Сервантес впервые столкнул отдельно взятую личность и множество относительных истин - так, считает Милан Кундера, родился первый европейский роман. Триста лет спустя его Дон Кихот, потеряв интерес к ветряным мельницам, вернулся в родную деревню кафкианским землемером и растерянно застыл перед Замком - уже не хитроумный идальго, а некий К., лишенный даже имени. Ему больше не нужны приключения - они навязаны ему разросшимся до масштабов вселенной институтом власти. С тех пор бесконечность души превратилась в «аппендикс», а почуявший свою близкую кончину европейский роман распался на множество малых форм.
 
Но если роман умер, значит, история Европы закончилась, а человек так и не обрел свое заветное место в ней.
 
Для европейского классика, автора «Невыносимой легкости бытия» и «Бессмертия» Милана Кундеры, уехавшего в 1975 году из родной Чехословакии во Францию, эта мысль недопустима.
 
В Европе его книга «Искусство романа» давно вошла если не в школьную, то в университетскую программу студентов-филологов. В ней Кундера размышляет над феноменом кафкианства, искусством композиции, «святой троицей» современного романа (Пруст, Джойс, Кафка) и поисками внутреннего «я» писателя. Это семь разнородных с точки зрения формы и содержания текстов о четырех веках европейской литературы, которые Кундера написал или произнес в период между 1979 и 1985 годом. Сборник, состоящий из семи глав, вместил в себя эссе, интервью, словарь ключевых для Кундеры слов и благодарственную речь.
 
Похожим образом Кундера организует и свои романы: из семи на первый взгляд разрозненных частей состоят, например, «Шутка», «Книга смеха и забвения» и «Невыносимая легкость бытия».
 
Та же внутренняя разобщенность есть и у его персонажей: «случайным соединением тела, мыслей и потока жизни, соединением произвольным и нестойким» представляется герою рассказа «Эдуард и Бог» и его подруга Алица после первой ночи любви.
 
О том, что европейской цивилизации (искусства, Бога, человека, автора) больше нет, говорят уже давно и много, начиная с Гегеля, заканчивая современным философом Борисом Гройсом. Кундера чертит путь романа параллельно истории Европы и вслед за футуристами, сюрреалистами и почти всеми авангардистами отмечает, что архаичная романная форма, подобно устаревшим автомобилям или правящим классам, отмирает под напором прогресса. Но, по его мнению, смерть романа, «детища Европы», уже произошла: «Я уже видел и пережил смерть романа, жестокую смерть (и орудиями убийства были запреты, цензура, идеологический гнет)». Однако после конца своей истории роман не исчез, а начал воспроизводить форму, которая заменила ему содержание.
 
Но перед нами вовсе не некролог. Кундера - автор, запретивший издавать свои книги в электронном виде, выступает как осторожный теоретик романа, а не его палач.
 
Он видит в романе форму культурной памяти, к которой можно подключиться при помощи «абстрактных» слов. Романы Кундеры удерживает целый каркас «слов-загадок», из которых состоит шестая часть сборника - словарь романов Кундеры, появившийся после нескольких довольно грубых переводов «Шутки» на европейские языки. Например, в «Невыносимой легкости бытия» таким словом становится «китч», которое Кундера определяет как «абсолютное отрицание *****» или как «зрелое на грани гнилого». К таким же словам-иероглифам относятся «легкость», «инфантократия», «граница» и «жизнь».
 
Если роман и должен исчезнуть, то только потому, что «мир вокруг больше не является миром». Наша жизнь упрощена до предела. Человек сведен к набору социальных функций. История - к лишенному смысла перечню событий.
 
Упрощенный современный читатель требует, чтобы кто-нибудь непременно был прав: Анна Каренина - или жертва ограниченного деспота, или гулящая жена добродетельного мужа.
 
Именно сегодня роман нужен нам больше, чем когда-либо еще. Он становится панацеей от разлагающей душу простоты; «территорией, где никто не является носителем истины, ни Анна, ни Каренин, но все имеют право на понимание». И возвращает нас в те времена, когда «человеку приходилось бороться только с чудовищами в собственной душе».
 
Завершает «Искусство романа» речь, произнесенная Кундерой в Иерусалиме в 1985 году при получении премии, - панегирик роману, форме, способной заключить в себе четыре века европейской культуры, то есть почти все важнейшие темы человеческого существования. Однако чествующий все относительное и амбивалентное, по определению несовместимый с тоталитарным миром, роман превращается для Кундеры в тоталитарную художественную форму. И как Сизиф - свой камень, он вновь и вновь закатывает его на гору европейской культуры.
 
Татьяна Сохарева, "Газета.Ру"
 
В России стартовал проект «100 книг, изменивших жизнь»
 
В России дан старт проекту «100 книг, изменивших жизнь», призванному повысить интерес молодежи к чтению и определить с помощью интернет-голосования десять лучших российских и зарубежных литературных произведений. С инициативой проведения этой акции выступили организация «Общественная читательская инициатива» и Роспечать
 
Как сообщил на пресс-конференции глава «Общественной читательской инициативы» Сергей Кузнецов, «участниками проекта стали 100 российских актеров, режиссеров, писателей, спортсменов, телеведущих, которые пользуются популярностью в подростковой среде». Среди них: Ксения Стриж, Николай Дроздов, Владимир Познер, Максим Аверин, Николай Валуев, Анастасия Мыскина, Иван Ургант и другие. «Они поделились с авторами инициативы своими читательскими вкусами - так и был получен список из сотни произведений, уже изменивших чью-то жизнь», - цитирует слова Кузнецова ИТАР-ТАСС.
 
По его словам, специально для проекта был создан сайт (www.100starbooks.ru), на котором в течение месяца будет идти голосование. По его итогам будет определен список из 100 самых популярных книг, которые каждый подросток должен обязательно прочитать. Результаты голосования будут обнародованы 30 ноября в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы (нон-фикшн), которая пройдет в Москве с 27 ноября по 1 декабря.
 
Кузнецов отметил, что «главная задача проекта - помочь российским подросткам заново открыть для себя чтение, увидеть в этом занятии опору для самопознания и возможность приобретения жизненного опыта».
 
Глава «Общественной читательской инициативы2 также сообщил, в рамках акции на сайте проекта будет проведен конкурс “Книжный маньяк”, который позволит школьникам благодаря их знаниям в литературе выиграть электронную книгу.
 
Заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев выразил мнение, что “этот проект - еще один шаг к тому, чтобы привлечь внимание молодых людей к литературе, показать им, что без чтения воспитать поколение, которое было бы конкурентоспособным, невозможно”.
 
По его словам, благодаря проведенным несколько лет назад социологическим опросам, выяснилось, что около 40 процентов россиян не покупают книги. “Это не самое хорошее положение. Это нужно исправлять. Надеюсь, запускаемый сегодня проект даст свои результаты”, - заключил Григорьев.
 
Радио «Голос России»
 
Красноярский писатель о "НОСе", северных народах и механике судеб
 
Красноярский писатель Александр Григоренко в этом году стал номинантом престижной литературной премии "НОС" ("Новая словесность") с книгой "Ильгет. Три имени судьбы". Корреспондент РИА Новости Антон Андреев встретился с писателем и расспросил его о новой книге и о том, насколько прибылен труд провинциального литератора.
 
- Александр, вы в этом году стали одним из претендентов на премию "НОС", это стало для вас неожиданностью? Ваше отношение к премии?
 
- Премия одна из самых престижных. Естественно, как всякий человек, занявшийся написанием книг, я отношусь к литературным премиям с уважением. То, что вошел в число номинантов, стало неожиданностью, и, конечно, приятной.
Эвенки - коренной народ России, они населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке.
Хотя если сравнить впечатления, то, может быть, это не тот "сердечный удар", который испытал в прошлом году с первой своей книгой "Мэбэт" (псевдоэвенкийский эпос - Прим. ред.), когда попал в короткий список "Большой книги".
А вообще, когда пишешь, не надо думать ни о каких премиях. Когда делаешь какой-то текст, особенно требующий длительной работы, меньше всего надо желать понравиться кому-то. Надо рассказывать историю и выжимать из нее максимум драматизма. Грубо говоря, чтобы ты сам от нее заплакал.
Если все это есть, если ты выложился по полной, остальное придет. Хотя у книжек бывает разная судьба - и у хороших, и у не очень….
 
- О чем книга "Ильгет"?
 
- Вопрос вот в чем. Замысел этой книги возник раньше, чем "Мэбэт", в 2005-2006 годах. Вернее, появился рассказик небольшой, который я сам для себя написал, о судьбе двух несчастных маленьких мальчиков, которые узнали, что их отец и мать не родные им, что они были захвачены врагами.
Но потом неожиданно появилась вот эта книга "Мэбэт", которая была придумана и написана очень быстро, месяца за три я ее сделал. Кстати, написана она как раз в 2006 году и потом пять лет провалялась на компьютере - почему-то не решался отнести ее в печать. Я очень робкий в этом отношении человек. И если бы не она…
Но у нее оказалась удачная судьба, и у меня тут же что-то между лопатками зачесалось, и я сел писать вторую книгу.
Трудно сказать, о чем книга. Она о двух мальчиках из северного народа кето, усыновленных человеком, который хотел сделать из них послушных сыновей и воинов, но оказалось, что у них совсем другая кровь, другая судьба.
И вот действие разворачивается в таком почти легендарном, но реальном пространстве на берегах Ионесси, то есть, Енисея. У народов Ионесси это и есть весь мир, та ось, на которой все держится.
А потом персонажи проваливаются из почти легендарного в историческое пространство, в 1218 год, когда происходит нашествие монголов на Енисей, и один из мальчиков идет с войском завоевателей в Самарканд, штурмует города вместе с монголами.
Но главное в том, что, вспоминая этот путь, он хочет разобраться в загадке своей жизни, понять связь событий, происходивших в "пределах его видимости", и, казалось бы, на совсем другом краю земли.
 
- Это больше историческая книга или остросюжетное фэнтези?
 
- Я постарался максимум действия придать сюжету. Фэнтези или нет, не знаю. Определять жанр это, скорее, профессиональное дело критиков.
Но, во всяком случае, в отличие от "Мэбэта", который вне времени и определенного пространства, в "Ильгете" есть вполне реальная география, реальные исторические события. Повествование идет от первого лица и чем-то похоже на то, что в кино называют "субъективной камерой".
 
- Книге предшествовала работа с историческими документами?
 
- Да, конечно. Я искал источники, но дело в том, что поход монголов на Енисей описан очень фрагментарно и очень слабо. Есть несколько фрагментов в монгольско-китайских источниках, немного в арабских. А вот поход монголов в Среднюю Азию описан в источниках намного подробнее.
 
- И все-таки как возник замысел этой книги?
 
- Каждый человек обладает каким-то уникальным личным опытом, который неповторим. Ну, то есть, он должен поплавать, повоевать, может быть, посидеть в тюрьме. Или как мой самый любимый писатель Шукшин доподлинно знать деревенскую жизнь, или как Астафьев знать жизнь простых людей, охотников, рыбаков. А я вот самый обычный городской обыватель, не плавал, не сидел, не воевал, правда, в армии служил.
Но меня всегда интересовал вопрос - как устроена судьба. Интересует он, конечно, многих, но я знаю только одно исследование на эту тему: есть книга у Юрия Арабова "Механика судеб", где он на примере биографий Пушкина, Гоголя и Наполеона пытается исследовать, есть ли некая драматургия в божественном замысле, в том, что происходит с нами, случайно это или нет.
Ответа я, конечно же, не знаю, но сама попытка понять это и представляет собой некое религиозное осмысление, движение к Богу. В своей книге я пытался выразить то же самое.
 
- Почему в центре повествования именно кеты? Бывали у них?
 
- Нет, не был. Это трудно объяснить, но я подумал, что те вещи, о которых мне хотелось бы сказать, их можно показать на примере персонажей, помещенных в ту реальность, которая нам мало знакома, которая очень похожа на сказочную, но, тем не менее, существует. Ведь жизнь северных народов очень архаична и по своей сути не меняется многие века.
 
- Если сравнить "Мэбэт" и "Ильгет", что отличает эти книги?
 
- Я для себя их определяю как дилогию, хотя персонажи и разные. Книги объединяет тема тайги, тема поиска "механизма" судьбы.
 
- С премией "Большая книга" в прошлом году не повезло, рассчитываете в этом году на победу в "НОС"? С книгами конкурентов ознакомились?
 
- Категорически не согласен, что с "Большой книгой" не повезло. Насчет того, рассчитываю или нет, я, честно говоря, не хочу распространяться. Это пусть решают другие люди, здесь не надо чего-то загадывать. А что касается конкурентов, то могу сказать, что я очень плохой читатель. Одновременно писать самому, сочинять для газеты, где я работаю, и следить за литературными новинками не получается.
Изучение литературного процесса - это отдельное специальное занятие, потому что книг очень много. Я удивляюсь, как некоторые заинтересованные читатели могут быть досконально знакомы со всем, что происходит в литературном мире, читают все новинки. А я вот так устроен, что я лучше перечитаю книжку, которую читал 20 лет назад, и она даст мне намного больше, при всем уважении к современным авторам.
 
- После того, как в прошлом году вы уже побывали финалистом "Большой книги", это как-то повлияло на вашу работу?
 
- Да, стали воспринимать всерьез, потому что попасть в короткий список уже дело серьезное. Естественно, издатели интересуются, что я могу еще предложить, пишут письма. Но чемодана рукописей у меня нет, хотя тексты писал всю жизнь, и первая моя повесть вышла раньше, чем первая статья в газете - в конце 1980-х.
Но затем меня затянула журналистика. Вообще в 1990-е годы журналистика была такой мощной и востребованной, что лучшего и желать-то было нельзя. Грань между журналистикой и литературой, по сути, отсутствовала. И вот, как говорится, весь "свисток" вышел туда. По молодой своей глупости я думал, что так будет всегда. Но нет, получилось найти другое русло биографии, чему я очень рад.
 
- В Красноярске вы больше известны как журналист, насколько просто совмещать новостную журналистику и работу над книгами?
 
- Совмещать приходится многим, насколько я знаю. Зарабатывать литературой получается, по большому счету, у единиц. Тиражи обоих моих книг - по три тысячи экземпляров, а чтобы заработать, нужно, мягко говоря, побольше. Хотя не знаю, как все сложится в будущем. А пока надо успевать делать и то, и другое.
Когда я писал "Ильгет", работал без праздников и выходных. Но это было здорово. Когда человек видит цель и чувствует, что все может получиться, то есть смысл упереться рогом. Потому что главное для человека - осмысленность.
Я слышал историю, как фашисты в концлагере ставили психологический эксперимент над заключенными: одни зэки таскали камни, чтобы складывать стену, другие - просто из кучи в кучу. И вот среди этих вторых смертность была выше, потому что это была работа не только тяжкая, но еще и бессмысленная. А когда появляется смысл, пусть даже в такой извращенной форме, человек способен выживать.
 
- Работа в журналистике помогает искать типажи для книг? Может быть, списываете персонажей с современных политиков или еще что-то?
 
- Специально ничего не списываю, но, сопоставляя многое, понимаешь, что в глубинном смысле, например, желание завоевать мир имеет одну природу во все времена. Человек хочет овладеть миром из страха перед ним. Он боится всего, что не приручено, что непослушно, что живет своей волей.
 
- В одном интервью вы сказали, что считаете себя не писателем, а просто автором одной книги. Со второй книгой ваше отношение к себе в творчестве изменилось?
 
 
- Да, теперь могу сказать, что я писатель. Который работает в газете.
 
- Какие цели ставите перед собой как писатель? Что из этого уже достигнуто, что - нет?
 
- Цели самые обыкновенные - писать побольше и поинтереснее. Но это уже вопросы производственные. Хочется, чтоб везде любили и везде пускали, как говорил Высоцкий. Самое главное, я уже доказал себе, что я что-то могу. После первой книги был не уверен, но вторая - это, как говорил чукча из анекдота, тенденция, однако.
 
- О чем будет следующая книга, уже готов замысел? Вновь о тайге?
 
- Пока не готов сказать. Но однозначно тему тайги я для себя закончил, больше сказать по этому поводу вряд ли что смогу.
 
"РИА Новости"

1 комментарий: