Как часто приходится слышать сегодня брань, непристойности. Как молодые люди, так и люди солидного возраста позволяют себе выражаться, не обращая внимания ни на пол, ни на возраст людей, находящихся рядом. Именно поэтому в романе особенно обратил на себя внимание этот эпизод.
Год 1914. Сибирь. Большой прием в доме атамана казачьего войска полковника Скуратова.
За столом становилось все шумней и оживленней.Разговор между мужчинами мало-помалу стал приобретать тот подчеркнуто серьезный и, несмотря на кажущуюся логичность, беспорядочный характер, которой сопутствует первой стадии опьянения.
Побагровевший от подбородка до выбритой головы Аркадий вдруг стал умолять Наташу позволить ему рассказать вслух какой-то несколько вольный армейский анекдот.
- Ну позволь, сестрица. Честное слово, ничего особенного. казарменный фольклор. Ребенок ты, что ли? Слава Богу, невеста! - говорил Наташе Аркадий.
- Оставь, Аркадий. Не желаю слушать анекдотов, требующих женской цензуры. Слышишь, я рассержусь... - обрывала Наташа брата...
- Эх, сентиментальное веспитание! Вот что значит степное имение. Киргизы. Азия. Провинциальная гимназия... - брезгливо морщась, иронизировал с упрямством пьяного человека Аркадий.
- Ну, хватит. Не надо. Брось, Аркадий! - пробовал остановить его Алексей Алексеевич.
- Нет. Извиняюсь. Я расскажу. Обязан рассказать. Да-с. Обязан... - упрямо твордил Аркадий, тупо глядя на сестру.
- Отлично. Рассказывай. Только я буду вынуждена в таком случае оставить вас, господа, - сказала Наташа. И резко поднялась из-за стола.
Аркадий схватил ее за руку.
- Ну, не сердись же, Наташенька. Не надо. Не буду. Ей-богу, молчу. молчу. Молчу, сестра, - выпалил скороговоркой Аркадий, прикрывая ладонью собственный рот.
Может, и нам, ДАМЫ, следовать примеру героини?
Год 1914. Сибирь. Большой прием в доме атамана казачьего войска полковника Скуратова.
За столом становилось все шумней и оживленней.Разговор между мужчинами мало-помалу стал приобретать тот подчеркнуто серьезный и, несмотря на кажущуюся логичность, беспорядочный характер, которой сопутствует первой стадии опьянения.
Побагровевший от подбородка до выбритой головы Аркадий вдруг стал умолять Наташу позволить ему рассказать вслух какой-то несколько вольный армейский анекдот.
- Ну позволь, сестрица. Честное слово, ничего особенного. казарменный фольклор. Ребенок ты, что ли? Слава Богу, невеста! - говорил Наташе Аркадий.
- Оставь, Аркадий. Не желаю слушать анекдотов, требующих женской цензуры. Слышишь, я рассержусь... - обрывала Наташа брата...
- Эх, сентиментальное веспитание! Вот что значит степное имение. Киргизы. Азия. Провинциальная гимназия... - брезгливо морщась, иронизировал с упрямством пьяного человека Аркадий.
- Ну, хватит. Не надо. Брось, Аркадий! - пробовал остановить его Алексей Алексеевич.
- Нет. Извиняюсь. Я расскажу. Обязан рассказать. Да-с. Обязан... - упрямо твордил Аркадий, тупо глядя на сестру.
- Отлично. Рассказывай. Только я буду вынуждена в таком случае оставить вас, господа, - сказала Наташа. И резко поднялась из-за стола.
Аркадий схватил ее за руку.
- Ну, не сердись же, Наташенька. Не надо. Не буду. Ей-богу, молчу. молчу. Молчу, сестра, - выпалил скороговоркой Аркадий, прикрывая ладонью собственный рот.
Может, и нам, ДАМЫ, следовать примеру героини?
Да, Нина Дмитриевна! Когда-то было так. Но и сейчас, я считаю, мужчины в женском обществе ведут себя так, как им позволяют делать это женщины! По крайней мере, в знакомом тебе обществе! - площадную брань и и иную словесную грязь, звучащую, к сожалению, повсеместно, я не беру во внимание - это разговор отдельный!
ОтветитьУдалитьА вот скажите, уважаемые коллеги: в любом ли контексте мат - повод прикрыть рот говорящему?
ОтветитьУдалитьНет такой причины, которая оправдывала бы мат. Матерятся и кричат необразованные люди, у которых не хватает интеллекта, обычных слов для убеждения.Никогда ни в семье родительской, ни в семье моей нынешней никто не матерился. Ругаться нецензурно - значит, не уважать и себя, и собеседника.
ОтветитьУдалитьПодписываюсь под каждым словом Ольги и от себя ничего добавлять не буду! Но вот стихотворение Э. Асадова, пожалуй, приведу:
ОтветитьУдалитьО скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идёт от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Людмила, прекрасное стихотворение! Пожалуй, лучше и не ответишь!
УдалитьКакая затронута нужная тема. Сегодня можно встретить компании молодых, где девушки наравне с парнями соревнуются в употреблении ненормированной лексики, даже бравируют...
ОтветитьУдалитьНецензурная брань- это словесный мордобой, который направлен непосредственно на слушателя. Безусловно,есть категория слушателей, очень надеюсь, что мужчин,которые воспринимают такого рода слова как должное, так как они используют эти выражения в ежедневном обиходе, для нормального человек такие выражения должны быть оскорбительны. Немудрено, что однажды и дети могут начать говорить на этом " сленге", убивая в себе самое лучшее.
ОтветитьУдалитьЯ не вижу ничего дурного в использовании мата. Проблема в другом. В том, что в сознании людей (прежде всего - детей) стирается граница между речевой культурой, предполагающей табу на обсуждаемый пласт лексики, и бескультурьем. По сути мы видим, как в пространство культуры (в школу, например) протаскивается мат, тем самым профанируя это пространство. Сам запрет на мат здесь уже практически не ощущается. Это видно по тому, что дети не стыдятся материться даже в присутствии учителей.
ОтветитьУдалитьМежду тем я не считаю, что мат недопустимо использовать в принципе. Мат - полифункциональная лексика, которая выходит далеко за рамки обычной ругани.
Каждый выбирает тот культурный пласт общения, который ему ближе. Это зависит от многих факторов. Данная лексика, как и другие языковые группы, живет в языке. Однако, мы говорим о том, что из употребления в узкой социальной группе данная лексика перекочевала теперь уже в разряд общеупотребительной! Вот что страшно!!!
УдалитьОсобенно это страшно, когда взрослые общаются на этом уровне с детьми, а мужчины с женщинами! .....а дети с детьми....
Неужели не осталось никаких нравственных рамок?
Страшно.... очень страшно...
Эти рамки стираются. Речевая среда, в которой живут сегодня люди, это не высокая литература, а интернет и улица. Что тут говорить? Вопрос стоит так: как сохранить культуру в ее собственном законном пространстве? Остальное - личный выбор каждого.
Удалить