Основные события с 12 по 18 января 2015 года:
Что нового
В Риме состоится русский бал, посвященный Пушкину
Мероприятие, которое состоится в одном из роскошных залов гостиницы St. Regis в Риме, посвящено великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и его роману «Евгений Онегин».
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/v-rime-sostoitsya-russkij-bal-posvyashhennyj-pushkinu/
Медведев не считает необходимым маркировать книги по возрасту
Он также добавил, что считает странной маркировку «6+», хотя и признает, что концепция введения возрастных разграничений вводилась из благих побуждений.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/medvedev-ne-schitaet-neobxodimym-markirovat-knigi-po-vozrastu/
«Гарри Поттер» получит готические иллюстрации
Работы художника будут выполнены в готическом стиле: они обещают быть весьма мрачными и таинственными.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/garri-potter-poluchit-goticheskie-illyustracii/
Дом Брэдбери в Лос-Анджелесе снесли
По решению последнего владельца дом, в котором Рэй Брэдбери прожил более 50 лет, был снесен. Здание было продано в июне 2014 года на аукционе; стоимость лота составила 1,7 миллиона долларов США.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/dom-bredberi-v-los-andzhelese-snesli/
ЦРУ рассекретило документы о «Докторе Живаго»
В директивах, которые были опубликованы на сайте ЦРУ, значится, в частности, что издание книги поддерживалось американской разведывательной службой и что США приложили максимум усилий для увеличения тиража романа.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/cru-rassekretilo-dokumenty-o-doktore-zhivago/
Российская книжная палата обновила библиографические указатели
Это библиографические указатели «Книги России», «Статьи из российских журналов», «Статьи из российских газет», а также номер ежемесячного библиографического указателя «Авторефераты диссертаций».
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/rossijskaya-knizhnaya-palata-obnovila-bibliograficheskie-ukazateli/
Эти и другие новости можно прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/
Рецензия на книгу:
«Фрикомыслие»: метоическое пособие по съезжанию с катушек
Новая книга от авторов «Фрикономики» и «Суперфрикономики»
http://supersales.ru/chto-chitat/frikomyslie-metodicheskoe-posobie-po-sezzhaniyu-s-katushek.html
Анонсы книг
Орхан Памук «Музей Невинности»
Еле видные следы на песке времени, по которым, если очень постараться, можно вернуться вновь туда, в самые счастливые мгновения и вновь пережить волнующую историю любви…
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/orxan-pamuk-muzej-nevinnosti/
Адам Куртц «1 страница в день»
Это не простой ежедневник — это полноценный мотивирующий блокнот, на страницах которого вы найдете отличные креативные идеи на каждый день.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/adam-kurtc-1-stranica-v-den/
Олег Рой «Фантомная боль»
Представьте себе, что после смерти, в коридоре между прошлым и будущим, вам дают шанс вернуться и прожить ещё 33 года, но с одним условием — необходимо исправить одну фатальную ошибку.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/oleg-roj-fantomnaya-bol/
Гейл Форман «Только один год»
В новой книге Гейл Форман представляет историю Уиллема. Он вернулся в театр, потому что понял: быть актером — его призвание.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/gejl-forman-tolko-odin-god/
Павел Басинский «Лев в тени Льва»
Лев Толстой-младший — третий сын Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых. Имя отца, которое он получил при рождении, во многом стало его крестом.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/pavel-basinskij-lev-v-teni-lva/
Андрей Иванов «Исповедь лунатика»
«Исповедь лунатика» завершает «скандинавскую трилогию» Иванова; в серию, напомним, также входят книги «Путешествие Ханумана на Лолланд» и «Бизар».
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/andrej-ivanov-ispoved-lunatika/
Эти и другие АНОНСЫ читайте на сайте:
http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/
Экранизации
Брэд Питт снимется в экранизации книги Майкла Льюиса
Книга »Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» Майкла Льюиса, посвященная ипотечному кризису в США, вышла в 2010 году и стала бестселлером по обе стороны Атлантики.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/ekranizacii-2/bred-pitt-snimetsya-v-ekranizacii-knigi-majkla-lyuisa/
Финчер снимет ремейк фильма Хичкока по книге Хайсмит
Одиозный голливудский режиссер Дэвид Финчер заявил о том, что намерен создать ремейк легендарного триллера «Незнакомцы в поезде» Альфреда Хичкока.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/ekranizacii-2/fincher-snimet-remejk-filma-xichkoka-po-knige-xajsmit/
Создатели экранизации книги о Паддингтоне представили промо-ролик
Песню для фильма по произведениям Майкла Бонда о медвежонке Паддингтоне записали рэпер Фаррел Уильямс и солистка No Doubt Гвен Стефани.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/ekranizacii-2/sozdateli-ekranizacii-knigi-o-paddingtone-predstavili-promo-rolik/
Бонус читателю!
10 лучших книг о том, как она его убила
Женщины терпеливее мужчин, но и их ресурс не безграничен. Что толкает женщину на убийство мужчины? Авторы книг, представленных в сегодняшней подборке сайта «Новости литературы», постарались разобраться в этом.
Джанет Фитч «Белый олеандр»
Легендарный психологический триллер, которых называют японским вариантом «Преступления и наказания». Книга была экранизирована в Японии и имела оглушительный успех; в настоящее время постановщик триллера «Звонок» Хидэо Наката занимается съемками американского ремейка картины. Работницы ночной смены планируют убийство владельца ночного клуба. План мести осуществляет одна из них, а подруги помогают ей расчленить труп и выбросить его. Какой же кровавый секрет был у мужчины?
Юкио Мисима «Жажда любви»
«Жажда любви» - один из ранних романов Юкио Мисимы, включенный ЮНЕСКО в коллекцию шедевров японской литературы. Сюжет книги разворачивается в послевоенной Японии. В небольшой деревушке недалеко от Осаки живет Эцуко, молодая вдова. Женщина тайно влюблена в садовника, однако не может признаться в этом ни ему, ни кому-то ещё. Итог романа – она убивает его, ударив тяпкой по голове. Что толкает женщину на этот отчаянный поступок?
Стивен Кинг «Долорес Клейборн»
От неверного мужа достаточно простым и от этого не менее ужасным способом избавляется богатая дама. Когда она узнает, что у одной бедной женщины похожая ситуация, героиня подталкивает её к убийству. Роман дает понять, что убийцы – это часто не выродки и не монстры, а обычные люди, которые живут среди нас. До определенного момента ничто в них не выдает грядущего кошмара, но всё порой меняется практически в одну секунду…
Гордон Рис «Мыши»
Грабитель врывается ночью в дом, и мать и дочь убивают его. Казалось бы, чистой воды самозащита, но автор показывает, что между ней и целенаправленным убийством есть очень тонкая грань. Когда мышей загоняют в угол и их жизнь оказывается под угрозой, что происходит? Будут ли они сопротивляться до последнего или же отдадутся в лапы судьбы?
Николай Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
В богатом доме родителей мужа Катерине Львовне жилось достаточно скучно. Муж был не слишком ласков и любви к ней не испытывал, но кто же обращает внимание на такие мелочи? Катерина Львовна терпела шесть лет… Понимая, что просто сбежать с любовником она не может и не хочет, героиня убила мужа и свекра, но и этого русской Макбет показалось мало, ведь наследство предстояло делить с маленьким племянником.
Аки Шимазаки «Бремя секретов»
В этом романе – удивительный сплав восточной и западной культур. Японка по рождению, автор живет в Монреале и пишет свои книги на французском языке. «Бремя секретов» включает пять небольших романов, связанных одной историей – её автор каждый раз рассказывает от лица нового персонажа. Почему же главного героя отравили цианистым калием? Что толкнуло женщину решить проблему именно таким способом?
Харуки Мураками «1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре»
Этот роман Харуки Мураками стал самой ожидаемой книгой прошлого года и главной мировой литературной сенсацией. Женщина-киллер – просто мечта читателя! Она оказывается в центре историй, которые происходят не столько в 1984, сколько в тысяча невестьсот восемьдесят четвертом году. В выдуманном мире небо украшают две луны, а Симфониетта Яначека является ключом к истинной любви. Какое же событие становится катализатором того, что Она Его убивает?
Франсуа Мориак «Тереза Дескейру»
Этот роман входит в сотню величайших произведений мировой литературы. История глубоко несчастной, мятущейся, но сильной женщины всколыхнула души миллионов читателей из разных стран мира. Со стороны кажется, что у Терезы есть всё, что нужно для счастья. Почему же она идет на убийство, разрушая собственное видимое благополучие?
Альфред Деблин «Подруги-отравительницы»
Дело об убийстве молодого столяра Линка слушалось в Берлинском областном суде в марте 1923 года. Виновными в совершении преступления были признаны жена покойного Элли и её любовница Грета Бенде. В рамках процесса присяжные заслушали более 600 писем, написанных друг другу подругами-отравительницами. Это преступление и документы, представленные в суде, легли в основу романа Альфреда Деблина.
Валентин Пикуль «Ступай и не греши»
Любящая женщина многое может принять и стерпеть, но чаша терпения однажды переполняется. Ольга Палем – красавица и безумица, образ которой был создан автором на основе материалов реального судебного дела, найденного в архивах. Преступление было совершено в Петербурге в 1896 году; нешуточный накал страстей вдохновил Пикуля на роман, который он сам впоследствии называл «бульварным». Где же грань между готовностью совершить преступление и самим преступлением?
Литература в Сети. Лучшее за неделю
Немецкая печать о романе Мишеля Уэльбека "Покорность"
Провокация или предупреждение? Сарказм ради сарказма или философское видение будущего? Немецкие критики бурно обсуждают роман о том, как ислам побеждает просвещение.
Роман Мишеля Уэльбека и сама фигура этого, пожалуй, самого спорного, но и влиятельного из современных авторов начали обсуждаться еще до официальной публикации "Покорности" в Германии (16 января).
Обозреватель газеты Die Welt Тильман Краузе (Tilman Krause) пишет: "Непостижимо: этот человек должен быть новым Жан-Полем Сартром? Наследником Мишеля Фуко? Интеллектуальным гуру целого поколения? Этот опустившийся субъект, который от беспрерывного курения сигарет, ингаляции наркотических субстанций и пития во время публичных выступлений (впрочем, как и во время индивидуальных интервью) выглядит так, что впору усомниться в его рассудке?".
Да, поясняет критик далее, именно этот "похожий на бомжа" человек является автором "самого острого, полемического анализа действительности" и "самым значительным прозаиком, какого в настоящий момент может предложить миру французская литература". Краузе указывает: "Эта "темная звезда" французской литературы, Уэльбек пришел из другой, "дикой" части национальной литературной традиции. Он ведет свою генеалогию от "проклятых поэтов" ("poètes maudits"), от Рембо и Селина. То есть от литераторов, которым было глубоко наплевать на почести и уважение буржуазного общества. "Пошли вы" - таков нормальный модус отношения этих писателей к социуму. В Германии такая позиция скорее характерна для левых. Во Франции подобные низвергатели "хорошего тона" встречаются как раз среди правых".
Еженедельник Der Spiegel в статье "Страна гражданских войн" анализирует социальный контекст возникновения романа "Покорность". Автор, Георг Диц (Georg Diez), пишет: "Истинная провокационность этого романа заключается не в том, что он внушает страх перед исламом. Куда больше шокирует рисуемая Уэльбеком перспектива добровольного подчинения западного общества, его покорной готовности отказаться от традиции борьбы за ценности и свободы. Своей победой на президентских выборах во Франции в 2022 году, о которой рассказывает роман Уэльбека, его герой, исламский кандидат Мохаммед бен Аббес, обязан страху избирателей перед кровопролитными столкновениями правых экстремистов и радикальных исламистов. Это сценарий отступления, усталости общества. А эту усталость, в свою очередь, видят все: Уэльбек указывает на нее, джихадисты связывают с ней свои надежды, и даже левые теоретики описывают ее, эту усталость, охватившую западный мир, самоотрицание общества потребления, порывающего с традициями свободомыслия и справедливости".
Фридерик Гёсвайнер (Friederike Gösweiner) на страницах австрийской Die Presse вступается за Уэльбека: "Покорность" - грандиозный роман, в высшей степени актуальный по теме и безупречно выстроенный с литературной точки зрения. Это не происламская и не антиисламская книга. Это сведение счетов с Европой, причем самое горькой, самое беспощадное сведение этих счетов. Это не безвкусная провокация ислама, а впечатляюще умный и печальный приговор Европе. /…/ Европа в "Покорности", шестом романе Уэльбека, осуществляет по сути "самоликвидацию". /…/ Ислам означает для героя (а он, как всегда у Уэльбека, "альтер эго" автора) второй шанс: шанс на общность с другими людьми, на семью. На все то, что, по всей видимости, разрушено европейским проектом. Но семья (в какой бы то ни было форме) необходима, причем не только с индивидуальной или психологической, но и с социально-политической точки зрения: она обеспечивает существование общества. Уэльбек провидчески указывает на суть центральной европейской проблемы. И ислам при этом играет лишь второстепенную роль".
"Брат Мишель" – так называется рецензия Фолькера Вайдермана (Volker Weidermann), в которой автор опровергает тезис о том, что роман Уэльбека разжигает страх перед исламом: "Покорность" - это книга о страхе и одиночестве. О любви к литературе, о любви к тем, кто создал литературу, о чудесном сексе, о печальном сексе, о полигамии, о счастье хорошей еды, о фантастическом счастье хорошего вина, о выстрелах в Париже, о гражданской войне, о разочаровании в политике, и это книга о возможности мирного будущего, об объединенном континенте, о единой Франции, в которой умеренные, антирасистски и либерально настроенные "братья-мусульмане" приходят к власти в ходе демократических выборов. И это - одна из лучших книг Мишеля Уэльека. /…/Франция в качестве исламской республики - это полуироничная, полусерьезная игра с одной из возможностей развития нашего мира".
Анастасия Буцко, Deutsche Welle
В России начался Год литературы
В России начался Год литературы. В его афише более сотни мероприятий, включая Всероссийский библиотечный конгресс, «Волошинский сентябрь» в Крыму, Международный писательский форум «Литературная Евразия». Самая крупная акция – книжный фестиваль на Красной площади. Вся программа Года литературы нацелена на повышение интереса к чтению, продвижение русского языка, поддержку литераторов. Не обойдут вниманием и острые вопросы в сфере книжного дела.
Россию часто называют страной литературоцентричной, подчеркивая особый интерес россиян к писательскому слову и мысли. Еще одно тому подтверждение – наступивший год, заявленный как Год литературы. Тэг «литература» на 2015-м – очень важен для всех учреждений и деятелей культуры. «Серьезным вспоможением для всего литературного мира» считает наступивший год писатель Захар Прилепин.
«Потому что любое внимание медиасферы немедленно получает в качестве ответа реакцию населения, читателей и зрителей, которые могут стать читателями, – отмечает писатель. – Основная государственная задача сегодня – это переориентировать людей с медиа, с телевизора, с Интернета, с блогов – на тексты – на книги, потому что прочтение книги “Война и мир” или “Анна Каренина”, или “Тихий Дон” даст нам больше для понимания того, что с нами происходит, чем сто тысяч часов, проведенных в Facebook».
Чтобы оторвать людей от гаджетов на 2015-й запланирована и ставшая уже традицией «Библионочь», и новый масштабный книжный фестиваль на Красной площади. Вход туда будет бесплатным. Для Литературного музея каждый год – «Год литературы», но проведение его по всей стране, говорит директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак – очень ценно для музея.
«Возможно принять какие-то решения, которые потом будут иметь системный эффект, то есть долгоиграющий эффект, – считает Дмитрий Бак. – И конечно, всё связано с финансированием. Положение сейчас не самое лучшее, но если будут разработаны программы поддержки со стороны государства каких-то сторон жизни музея, библиотек, университетов и самих писателей – это будет прекрасно».
Один из главных проектов Литмузея на 2015-й – выставка «Россия читающая» – об истории чтения в нашей стране и образе читателя. Ещё одна важная задача «Года литературы», кстати – популяризация чтения.
Большие надежды связаны с проведением «Года Литературы» и у всех представителей книжной отрасли – ведь по данным Федерального Агентства по Печати и Массовым Коммуникациям за последнее время в нашей стране резко сократилось количество издательств и книжных магазинов.
Профили Пушкина, Гоголя, Ахматовой – на официальном логотипе Года Литературы – его инициаторы прекрасно осознают, что путем финансовых мер и государственных программ нельзя заставить всех в одночасье взяться за книги великих писателей. Но именно так можно сфокусировать внимание людей на книгах и заразить их чтением.
«Я бы считал лучшим достижением Года Литературы, если удалось принципиально изменить методику преподавания литературы в школах – особенно в младших классах, – говорит советник президента России Владимир Болстой. – Мне кажется, что очень важно, чтоб литература не была литературоведением. Нужно просто увлечь чтением, читать с детьми вслух, обсуждать, чтобы они переживали за героев, просто как-то сделать такую прививку в раннем детстве!»
Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками – уже никогда не откажется от книги. И тогда, уверен, Владимир Толстой мы вновь получим читающую страну. 2015-й как Год Литературы – это широкий шаг в этом направлении.
"Культура"
Год есть. А литература?
Субъективные заметки о писателях и читателях
Этот год Указом президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года объявлен Годом литературы.
Напомню, что прошедший год был Годом культуры. Нет ли здесь противоречия? Разве литература не является частью культуры? Зачем выделять ее "отдельной статьей"?
На мой взгляд, противоречия здесь нет. Литература в России всегда была "отдельной статьей". По крайней мере, до последнего времени. Литература породила наши национальные живопись и кино. Сначала были Гоголь, Тургенев, Некрасов, Григорович, а уже потом появились "передвижники", воплотившие идеи писателей на холстах. Первые наши фильмы были экранизациями Толстого ("Чем люди живы", 1912, и "Отец Сергий", 1918). Серебряный век, русский модерн, символизм, футуризм - это теснейший союз новой литературы и других видов искусства. По мнению философов Бердяева и Розанова, литература породила и русскую революцию, что, впрочем, весьма спорно. Но, безусловно, наши писатели колебали и царский трон (Толстой), и коммунистический режим (Солженицын), и даже поворот вспять сибирских рек предотвращали (Залыгин, Распутин).
Пушкин являлся "нашим всем", Толстой и Достоевский - нашей совестью. Евангелие мы изучали по Булгакову, правду о Великой Отечественной войне узнавали из "прозы лейтенантов", о лагерях от Солженицына и Шаламова, о крестьянской цивилизации - от "деревенщиков", о трагедии русского казачества - от Шолохова. Ностальгии по России, "которую потеряли", мы учились у Бунина, Шмелева и Набокова. Стиль молодежной жизни шестидесятых годов задавали Василий Аксенов и Евтушенко с Вознесенским, а духовными кумирами семидесятых были Высоцкий и Окуджава. Человек, не прочитавший в восьмидесятые "И дольше века длится день" Чингиза Айтматова, "Пожар" Валентина Распутина и "Печальный детектив" Виктора Астафьева, не был русским интеллигентом и гражданином своей страны. И даже в девяностые годы русский постмодернизм был не просто подражанием философским открытиям французов Лиотара и Бодрийяра, но умственным состоянием целого общества с его переоценкой нравственных ценностей и ориентиров.
Пульс русской литературы всегда совпадал с пульсом жизни целой страны, даже в своей аритмии.
Так было. Сегодня этого нет.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) главным писателем 2014 года россияне назвали Дарью Донцову, написавшую 165 романов, больше десятка сценариев по ним и пять кулинарных книг. Если это итог Года культуры, то итог плачевный. Как и другие данные опроса: лучшими певцами признаны Филипп Киркоров (первое место), Григорий Лепс и Стас Михайлов (разделили второе место); лучшим актером - Дмитрий Нагиев; лучшим сериалом - "Физрук", а самым кассовым фильмом года стали "Елки 1914". Спорный, но сложный и глубоко "литературный" фильм Никиты Михалкова "Солнечный удар" (название одного из лучших рассказов Ивана Бунина) в прокате потерпел неудачу.
Успех Дарьи Донцовой не был неожиданностью. Звание "народного писателя", по данным того же ВЦИОМ, она прочно удерживает с 2006 года, несмотря на периодические обвинения в плагиате и убеждение профессиональных критиков, что написать такое количество романов без "книггеров" (литературных рабов) попросту невозможно. Но этот успех, на самом деле, не повод для паники, а повод для размышлений. Иронические "женские" детективы Дарьи Донцовой почитательницы ее прозы называют "таблетками от депрессии". В зрелом возрасте она выстояла в борьбе со смертельной болезнью и делится этим опытом с читательницами. Она не претендует на то, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное", но, видимо, в ее романах есть нечто, что укрепляет ее поклонниц, повышает их жизненный тонус или, по крайней мере, позволяет на время забыть о личных проблемах.
По опыту знаю, что никакая реклама, никакая "раскрутка" не могут заставить читать те или иные книги. Это в кино мощная рекламная кампания способна в один уик-энд заманить в кинозалы миллионы зрителей и за два дня окупить производство фильма. В литературе так не бывает. Единственной рекламой книги может быть "сарафанное радио": один прочитал, сказал второму, второй - третьему, третий - четвертому и так далее. Так было и будет всегда.
И поэтому вопрос не в том, почему именно Донцова стала "царицей полей" в литературе, а в том, почему в отношении наших серьезных писателей "сарафанное радио" не работает. Почему не так давно оно работало в отношении Шукшина, Распутина, Астафьева, а нынче на их месте оказались Донцова, Маринина и Акунин?
Как бы ни убеждали меня в том, что это "нормально", что так живут все "цивилизованные" страны, мне скучно жить в стране, в которой литература стала "таблеткой от депрессии". Это не Россия, а что-то другое...
В конце прошедшего года мы пропустили важный юбилей. Ровно 180 лет назад в газете "Молва" была напечатана первая статья молодого журналиста и бывшего студента, исключенного из университета "за малые способности", как говорилось в определении ученого совета, Виссариона Белинского "Литературные мечтания". Последняя часть статьи вышла в газете в самом конце декабря 1834 года. А начиналась она так:
"Помните ли вы то блаженное время, когда в нашей литературе пробудилось было какое-то дыхание жизни, когда появлялся талант за талантом, поэма за поэмою, роман за романом, журнал за журналом, альманах за альманахом; прекрасное время, когда мы так гордились настоящим, так лелеяли себя будущим... Как все переменилось в столь короткое время! Какое ужасное, раздирающее душу разочарование после столь сильного, сладкого обольщения! Подломились ходульки наших литературных атлетов, рухнули соломенные подмостки, на кои, бывало, карабкалась золотая посредственность, вместе с тем умолкли, заснули, исчезли и те немногие и небольшие дарования, которыми мы так обольщались во время оно".
Главный тезис статьи В.Г. Белинского: "У нас нет литературы". Сегодня можно сказать то же самое: "У нас нет литературы".
Но что такое литература?
Белинский называл три возможных определения литературы. Первое: литература - это весь круг умственной деятельности, проявившийся в письменности. С этой точки зрения литературой сегодня является абсолютно все, включая надписи на заборах и болтовню в соцсетях, потому что это тоже отражает "умственную деятельность" населения. Литературой являются рекламные слоганы, которые, скажу вам по секрету, нередко сочиняют известные поэты. Литература - это все, что мы пишем.
Второе определение: литература - это собрание "известного числа произведений", "шедевров". Здесь у нас все в порядке: "золотой фонд" классики XIX и XX веков столь велик, что не хватит жизни, чтобы его весь прочитать.
И наконец, третье: литература - наличие писателей, выражающих "дух того народа, среди которого они рождены и воспитаны, жизнью которого они живут и духом которого они дышат, выражающих в творческих произведениях его внутреннюю жизнь до сокровенных глубин и биений".
Слово "народ" звучит сегодня слишком расплывчато. Потому скажем проще: "читатель". Читатели - это тоже народ, и, не боюсь заявить, лучшая часть народа. Литература - это не только писатели, но и читатели. Без взаимообратной и благодарной связи писателей и читателей - нет литературы. Есть Дарья Донцова. Есть книжный товар с ожидаемым и заранее просчитанным эффектом его потребления. Между прочим, эпиграфом к своей статье Белинский взял слова Барона Брамбеуса (псевдоним Осипа Сенковского): "Есть ли у вас хорошие книги? - Нет, но у нас есть великие писатели. - Так по крайней мере у вас есть словесность? - Напротив, у нас есть книжная торговля".
Два века назад сказано.
По опыту своих поездок по России и встреч с читателями я знаю, что в нашей стране осталось огромное количество людей, интересующихся литературой, в том числе и современной. Но они дезориентированы. Они не слышат даже друг друга дальше стен местных библиотек, где они время от времени собираются. Но если, например, в Иркутске Валентин Распутин организует в областном драматическом театре встречи с писателями из разных городов страны, то в огромном зале пустых мест не бывает. Летом, в выходные, в дачный сезон.
Стоило Фекле Толстой вместе с компаний ABBYY объявить о проекте по оцифровке Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого, как на этот призыв в считаные дни откликнулось свыше трех тысяч волонтеров из сорока девяти стран мира, и дело было сделано в течение года. А вы говорите: где "русский мир"? Да вот он!
Поэтому если бы меня спросили: чего я жду от Года литературы, я бы ответил просто. От Года литературы я жду... литературы. Во всем полном объеме этого понятия. В этот год мы должны вздрогнуть от счастья осознания того, что мы были и остаемся великой мировой литературной державой. И мы еще на столько поглупели, чтобы от этого счастья отказаться.
Предлагаю в этот год при встрече вместе дежурного "как дела?" спрашивать друг друга: "Что ты читаешь?"
Кстати
Евгений Евтушенко - о Годе литературы
Важное заявление Евгения Евтушенко, сбежавшего в новогодние праздники из больницы на свой поэтический вечер в ДК ЗИЛа, было связано с начавшимся Годом литературы:
- Нас ожидает Год литературы. Он, собственно, начался. И я надеюсь, - акцентировал внимание поэт, - что мы не дадим возможности превратить это в бюрократическое мероприятие. Что превратим мы этот год в народное празднество. Всем народом поклонимся - начиная от наших классиков до совсем недавно ушедших поэтов-шестидесятников..
Сейчас мы вместе с моей женой Машей завершаем в больнице "Антологию поэзии правого дела", в которой будут сплавлены в одно понятие поэты-фронтовики и те, кто были фронтовиками по сути, кто еще с детскими лопаточками и ведерками песка стоял в 41-м году во время первых бомбежек Москвы...
Я обратился к нашему государству с просьбой, чтобы мне доверили право составить на основе моей 5-томной Антологии русской поэзии два мегаконцерта, которые произошли бы в Москве и Питере. Это могло бы стать очень ярким и крупным событием Года литературы.
И второе: я попросил, чтобы мне также доверили - с хорошим небольшим молодым коллективом - дали бы один вагон, чтобы проехать по всей Восточно-Сибирской магистрали до Владивостока (по этой магистрали я когда-то мальчишкой пытался добраться на войну от станции Зима). Восстанавливая хорошие традиции агитбригад, - везде, где нас будут принимать, останавливаться и читать стихи с нашей молодой командой...
Павел Басинский, "Российская газета"
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Бизнес-конференции издательского дома «ИМИДЖ-МЕДИА»:
НОВОСТИ МАРКЕТИНГА – 12-13 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА
УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ – 19-20 МАРТА 2015 ГОДА
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА – 16-17 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
Подробности и регистрация на сайте: http://conference.image-media.ru/
Что нового
В Риме состоится русский бал, посвященный Пушкину
Мероприятие, которое состоится в одном из роскошных залов гостиницы St. Regis в Риме, посвящено великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и его роману «Евгений Онегин».
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/v-rime-sostoitsya-russkij-bal-posvyashhennyj-pushkinu/
Медведев не считает необходимым маркировать книги по возрасту
Он также добавил, что считает странной маркировку «6+», хотя и признает, что концепция введения возрастных разграничений вводилась из благих побуждений.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/medvedev-ne-schitaet-neobxodimym-markirovat-knigi-po-vozrastu/
«Гарри Поттер» получит готические иллюстрации
Работы художника будут выполнены в готическом стиле: они обещают быть весьма мрачными и таинственными.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/garri-potter-poluchit-goticheskie-illyustracii/
Дом Брэдбери в Лос-Анджелесе снесли
По решению последнего владельца дом, в котором Рэй Брэдбери прожил более 50 лет, был снесен. Здание было продано в июне 2014 года на аукционе; стоимость лота составила 1,7 миллиона долларов США.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/dom-bredberi-v-los-andzhelese-snesli/
ЦРУ рассекретило документы о «Докторе Живаго»
В директивах, которые были опубликованы на сайте ЦРУ, значится, в частности, что издание книги поддерживалось американской разведывательной службой и что США приложили максимум усилий для увеличения тиража романа.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/cru-rassekretilo-dokumenty-o-doktore-zhivago/
Российская книжная палата обновила библиографические указатели
Это библиографические указатели «Книги России», «Статьи из российских журналов», «Статьи из российских газет», а также номер ежемесячного библиографического указателя «Авторефераты диссертаций».
http://novostiliteratury.ru/2015/01/novosti/rossijskaya-knizhnaya-palata-obnovila-bibliograficheskie-ukazateli/
Эти и другие новости можно прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/
Рецензия на книгу:
«Фрикомыслие»: метоическое пособие по съезжанию с катушек
Новая книга от авторов «Фрикономики» и «Суперфрикономики»
http://supersales.ru/chto-chitat/frikomyslie-metodicheskoe-posobie-po-sezzhaniyu-s-katushek.html
Анонсы книг
Орхан Памук «Музей Невинности»
Еле видные следы на песке времени, по которым, если очень постараться, можно вернуться вновь туда, в самые счастливые мгновения и вновь пережить волнующую историю любви…
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/orxan-pamuk-muzej-nevinnosti/
Адам Куртц «1 страница в день»
Это не простой ежедневник — это полноценный мотивирующий блокнот, на страницах которого вы найдете отличные креативные идеи на каждый день.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/adam-kurtc-1-stranica-v-den/
Олег Рой «Фантомная боль»
Представьте себе, что после смерти, в коридоре между прошлым и будущим, вам дают шанс вернуться и прожить ещё 33 года, но с одним условием — необходимо исправить одну фатальную ошибку.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/oleg-roj-fantomnaya-bol/
Гейл Форман «Только один год»
В новой книге Гейл Форман представляет историю Уиллема. Он вернулся в театр, потому что понял: быть актером — его призвание.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/gejl-forman-tolko-odin-god/
Павел Басинский «Лев в тени Льва»
Лев Толстой-младший — третий сын Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых. Имя отца, которое он получил при рождении, во многом стало его крестом.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/pavel-basinskij-lev-v-teni-lva/
Андрей Иванов «Исповедь лунатика»
«Исповедь лунатика» завершает «скандинавскую трилогию» Иванова; в серию, напомним, также входят книги «Путешествие Ханумана на Лолланд» и «Бизар».
http://novostiliteratury.ru/2015/01/anonsy-knig/andrej-ivanov-ispoved-lunatika/
Эти и другие АНОНСЫ читайте на сайте:
http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/
Экранизации
Брэд Питт снимется в экранизации книги Майкла Льюиса
Книга »Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» Майкла Льюиса, посвященная ипотечному кризису в США, вышла в 2010 году и стала бестселлером по обе стороны Атлантики.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/ekranizacii-2/bred-pitt-snimetsya-v-ekranizacii-knigi-majkla-lyuisa/
Финчер снимет ремейк фильма Хичкока по книге Хайсмит
Одиозный голливудский режиссер Дэвид Финчер заявил о том, что намерен создать ремейк легендарного триллера «Незнакомцы в поезде» Альфреда Хичкока.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/ekranizacii-2/fincher-snimet-remejk-filma-xichkoka-po-knige-xajsmit/
Создатели экранизации книги о Паддингтоне представили промо-ролик
Песню для фильма по произведениям Майкла Бонда о медвежонке Паддингтоне записали рэпер Фаррел Уильямс и солистка No Doubt Гвен Стефани.
http://novostiliteratury.ru/2015/01/ekranizacii-2/sozdateli-ekranizacii-knigi-o-paddingtone-predstavili-promo-rolik/
Бонус читателю!
10 лучших книг о том, как она его убила
Женщины терпеливее мужчин, но и их ресурс не безграничен. Что толкает женщину на убийство мужчины? Авторы книг, представленных в сегодняшней подборке сайта «Новости литературы», постарались разобраться в этом.
Джанет Фитч «Белый олеандр»
Легендарный психологический триллер, которых называют японским вариантом «Преступления и наказания». Книга была экранизирована в Японии и имела оглушительный успех; в настоящее время постановщик триллера «Звонок» Хидэо Наката занимается съемками американского ремейка картины. Работницы ночной смены планируют убийство владельца ночного клуба. План мести осуществляет одна из них, а подруги помогают ей расчленить труп и выбросить его. Какой же кровавый секрет был у мужчины?
Юкио Мисима «Жажда любви»
«Жажда любви» - один из ранних романов Юкио Мисимы, включенный ЮНЕСКО в коллекцию шедевров японской литературы. Сюжет книги разворачивается в послевоенной Японии. В небольшой деревушке недалеко от Осаки живет Эцуко, молодая вдова. Женщина тайно влюблена в садовника, однако не может признаться в этом ни ему, ни кому-то ещё. Итог романа – она убивает его, ударив тяпкой по голове. Что толкает женщину на этот отчаянный поступок?
Стивен Кинг «Долорес Клейборн»
От неверного мужа достаточно простым и от этого не менее ужасным способом избавляется богатая дама. Когда она узнает, что у одной бедной женщины похожая ситуация, героиня подталкивает её к убийству. Роман дает понять, что убийцы – это часто не выродки и не монстры, а обычные люди, которые живут среди нас. До определенного момента ничто в них не выдает грядущего кошмара, но всё порой меняется практически в одну секунду…
Гордон Рис «Мыши»
Грабитель врывается ночью в дом, и мать и дочь убивают его. Казалось бы, чистой воды самозащита, но автор показывает, что между ней и целенаправленным убийством есть очень тонкая грань. Когда мышей загоняют в угол и их жизнь оказывается под угрозой, что происходит? Будут ли они сопротивляться до последнего или же отдадутся в лапы судьбы?
Николай Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
В богатом доме родителей мужа Катерине Львовне жилось достаточно скучно. Муж был не слишком ласков и любви к ней не испытывал, но кто же обращает внимание на такие мелочи? Катерина Львовна терпела шесть лет… Понимая, что просто сбежать с любовником она не может и не хочет, героиня убила мужа и свекра, но и этого русской Макбет показалось мало, ведь наследство предстояло делить с маленьким племянником.
Аки Шимазаки «Бремя секретов»
В этом романе – удивительный сплав восточной и западной культур. Японка по рождению, автор живет в Монреале и пишет свои книги на французском языке. «Бремя секретов» включает пять небольших романов, связанных одной историей – её автор каждый раз рассказывает от лица нового персонажа. Почему же главного героя отравили цианистым калием? Что толкнуло женщину решить проблему именно таким способом?
Харуки Мураками «1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре»
Этот роман Харуки Мураками стал самой ожидаемой книгой прошлого года и главной мировой литературной сенсацией. Женщина-киллер – просто мечта читателя! Она оказывается в центре историй, которые происходят не столько в 1984, сколько в тысяча невестьсот восемьдесят четвертом году. В выдуманном мире небо украшают две луны, а Симфониетта Яначека является ключом к истинной любви. Какое же событие становится катализатором того, что Она Его убивает?
Франсуа Мориак «Тереза Дескейру»
Этот роман входит в сотню величайших произведений мировой литературы. История глубоко несчастной, мятущейся, но сильной женщины всколыхнула души миллионов читателей из разных стран мира. Со стороны кажется, что у Терезы есть всё, что нужно для счастья. Почему же она идет на убийство, разрушая собственное видимое благополучие?
Альфред Деблин «Подруги-отравительницы»
Дело об убийстве молодого столяра Линка слушалось в Берлинском областном суде в марте 1923 года. Виновными в совершении преступления были признаны жена покойного Элли и её любовница Грета Бенде. В рамках процесса присяжные заслушали более 600 писем, написанных друг другу подругами-отравительницами. Это преступление и документы, представленные в суде, легли в основу романа Альфреда Деблина.
Валентин Пикуль «Ступай и не греши»
Любящая женщина многое может принять и стерпеть, но чаша терпения однажды переполняется. Ольга Палем – красавица и безумица, образ которой был создан автором на основе материалов реального судебного дела, найденного в архивах. Преступление было совершено в Петербурге в 1896 году; нешуточный накал страстей вдохновил Пикуля на роман, который он сам впоследствии называл «бульварным». Где же грань между готовностью совершить преступление и самим преступлением?
Литература в Сети. Лучшее за неделю
Немецкая печать о романе Мишеля Уэльбека "Покорность"
Провокация или предупреждение? Сарказм ради сарказма или философское видение будущего? Немецкие критики бурно обсуждают роман о том, как ислам побеждает просвещение.
Роман Мишеля Уэльбека и сама фигура этого, пожалуй, самого спорного, но и влиятельного из современных авторов начали обсуждаться еще до официальной публикации "Покорности" в Германии (16 января).
Обозреватель газеты Die Welt Тильман Краузе (Tilman Krause) пишет: "Непостижимо: этот человек должен быть новым Жан-Полем Сартром? Наследником Мишеля Фуко? Интеллектуальным гуру целого поколения? Этот опустившийся субъект, который от беспрерывного курения сигарет, ингаляции наркотических субстанций и пития во время публичных выступлений (впрочем, как и во время индивидуальных интервью) выглядит так, что впору усомниться в его рассудке?".
Да, поясняет критик далее, именно этот "похожий на бомжа" человек является автором "самого острого, полемического анализа действительности" и "самым значительным прозаиком, какого в настоящий момент может предложить миру французская литература". Краузе указывает: "Эта "темная звезда" французской литературы, Уэльбек пришел из другой, "дикой" части национальной литературной традиции. Он ведет свою генеалогию от "проклятых поэтов" ("poètes maudits"), от Рембо и Селина. То есть от литераторов, которым было глубоко наплевать на почести и уважение буржуазного общества. "Пошли вы" - таков нормальный модус отношения этих писателей к социуму. В Германии такая позиция скорее характерна для левых. Во Франции подобные низвергатели "хорошего тона" встречаются как раз среди правых".
Еженедельник Der Spiegel в статье "Страна гражданских войн" анализирует социальный контекст возникновения романа "Покорность". Автор, Георг Диц (Georg Diez), пишет: "Истинная провокационность этого романа заключается не в том, что он внушает страх перед исламом. Куда больше шокирует рисуемая Уэльбеком перспектива добровольного подчинения западного общества, его покорной готовности отказаться от традиции борьбы за ценности и свободы. Своей победой на президентских выборах во Франции в 2022 году, о которой рассказывает роман Уэльбека, его герой, исламский кандидат Мохаммед бен Аббес, обязан страху избирателей перед кровопролитными столкновениями правых экстремистов и радикальных исламистов. Это сценарий отступления, усталости общества. А эту усталость, в свою очередь, видят все: Уэльбек указывает на нее, джихадисты связывают с ней свои надежды, и даже левые теоретики описывают ее, эту усталость, охватившую западный мир, самоотрицание общества потребления, порывающего с традициями свободомыслия и справедливости".
Фридерик Гёсвайнер (Friederike Gösweiner) на страницах австрийской Die Presse вступается за Уэльбека: "Покорность" - грандиозный роман, в высшей степени актуальный по теме и безупречно выстроенный с литературной точки зрения. Это не происламская и не антиисламская книга. Это сведение счетов с Европой, причем самое горькой, самое беспощадное сведение этих счетов. Это не безвкусная провокация ислама, а впечатляюще умный и печальный приговор Европе. /…/ Европа в "Покорности", шестом романе Уэльбека, осуществляет по сути "самоликвидацию". /…/ Ислам означает для героя (а он, как всегда у Уэльбека, "альтер эго" автора) второй шанс: шанс на общность с другими людьми, на семью. На все то, что, по всей видимости, разрушено европейским проектом. Но семья (в какой бы то ни было форме) необходима, причем не только с индивидуальной или психологической, но и с социально-политической точки зрения: она обеспечивает существование общества. Уэльбек провидчески указывает на суть центральной европейской проблемы. И ислам при этом играет лишь второстепенную роль".
"Брат Мишель" – так называется рецензия Фолькера Вайдермана (Volker Weidermann), в которой автор опровергает тезис о том, что роман Уэльбека разжигает страх перед исламом: "Покорность" - это книга о страхе и одиночестве. О любви к литературе, о любви к тем, кто создал литературу, о чудесном сексе, о печальном сексе, о полигамии, о счастье хорошей еды, о фантастическом счастье хорошего вина, о выстрелах в Париже, о гражданской войне, о разочаровании в политике, и это книга о возможности мирного будущего, об объединенном континенте, о единой Франции, в которой умеренные, антирасистски и либерально настроенные "братья-мусульмане" приходят к власти в ходе демократических выборов. И это - одна из лучших книг Мишеля Уэльека. /…/Франция в качестве исламской республики - это полуироничная, полусерьезная игра с одной из возможностей развития нашего мира".
Анастасия Буцко, Deutsche Welle
В России начался Год литературы
В России начался Год литературы. В его афише более сотни мероприятий, включая Всероссийский библиотечный конгресс, «Волошинский сентябрь» в Крыму, Международный писательский форум «Литературная Евразия». Самая крупная акция – книжный фестиваль на Красной площади. Вся программа Года литературы нацелена на повышение интереса к чтению, продвижение русского языка, поддержку литераторов. Не обойдут вниманием и острые вопросы в сфере книжного дела.
Россию часто называют страной литературоцентричной, подчеркивая особый интерес россиян к писательскому слову и мысли. Еще одно тому подтверждение – наступивший год, заявленный как Год литературы. Тэг «литература» на 2015-м – очень важен для всех учреждений и деятелей культуры. «Серьезным вспоможением для всего литературного мира» считает наступивший год писатель Захар Прилепин.
«Потому что любое внимание медиасферы немедленно получает в качестве ответа реакцию населения, читателей и зрителей, которые могут стать читателями, – отмечает писатель. – Основная государственная задача сегодня – это переориентировать людей с медиа, с телевизора, с Интернета, с блогов – на тексты – на книги, потому что прочтение книги “Война и мир” или “Анна Каренина”, или “Тихий Дон” даст нам больше для понимания того, что с нами происходит, чем сто тысяч часов, проведенных в Facebook».
Чтобы оторвать людей от гаджетов на 2015-й запланирована и ставшая уже традицией «Библионочь», и новый масштабный книжный фестиваль на Красной площади. Вход туда будет бесплатным. Для Литературного музея каждый год – «Год литературы», но проведение его по всей стране, говорит директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак – очень ценно для музея.
«Возможно принять какие-то решения, которые потом будут иметь системный эффект, то есть долгоиграющий эффект, – считает Дмитрий Бак. – И конечно, всё связано с финансированием. Положение сейчас не самое лучшее, но если будут разработаны программы поддержки со стороны государства каких-то сторон жизни музея, библиотек, университетов и самих писателей – это будет прекрасно».
Один из главных проектов Литмузея на 2015-й – выставка «Россия читающая» – об истории чтения в нашей стране и образе читателя. Ещё одна важная задача «Года литературы», кстати – популяризация чтения.
Большие надежды связаны с проведением «Года Литературы» и у всех представителей книжной отрасли – ведь по данным Федерального Агентства по Печати и Массовым Коммуникациям за последнее время в нашей стране резко сократилось количество издательств и книжных магазинов.
Профили Пушкина, Гоголя, Ахматовой – на официальном логотипе Года Литературы – его инициаторы прекрасно осознают, что путем финансовых мер и государственных программ нельзя заставить всех в одночасье взяться за книги великих писателей. Но именно так можно сфокусировать внимание людей на книгах и заразить их чтением.
«Я бы считал лучшим достижением Года Литературы, если удалось принципиально изменить методику преподавания литературы в школах – особенно в младших классах, – говорит советник президента России Владимир Болстой. – Мне кажется, что очень важно, чтоб литература не была литературоведением. Нужно просто увлечь чтением, читать с детьми вслух, обсуждать, чтобы они переживали за героев, просто как-то сделать такую прививку в раннем детстве!»
Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками – уже никогда не откажется от книги. И тогда, уверен, Владимир Толстой мы вновь получим читающую страну. 2015-й как Год Литературы – это широкий шаг в этом направлении.
"Культура"
Год есть. А литература?
Субъективные заметки о писателях и читателях
Этот год Указом президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года объявлен Годом литературы.
Напомню, что прошедший год был Годом культуры. Нет ли здесь противоречия? Разве литература не является частью культуры? Зачем выделять ее "отдельной статьей"?
На мой взгляд, противоречия здесь нет. Литература в России всегда была "отдельной статьей". По крайней мере, до последнего времени. Литература породила наши национальные живопись и кино. Сначала были Гоголь, Тургенев, Некрасов, Григорович, а уже потом появились "передвижники", воплотившие идеи писателей на холстах. Первые наши фильмы были экранизациями Толстого ("Чем люди живы", 1912, и "Отец Сергий", 1918). Серебряный век, русский модерн, символизм, футуризм - это теснейший союз новой литературы и других видов искусства. По мнению философов Бердяева и Розанова, литература породила и русскую революцию, что, впрочем, весьма спорно. Но, безусловно, наши писатели колебали и царский трон (Толстой), и коммунистический режим (Солженицын), и даже поворот вспять сибирских рек предотвращали (Залыгин, Распутин).
Пушкин являлся "нашим всем", Толстой и Достоевский - нашей совестью. Евангелие мы изучали по Булгакову, правду о Великой Отечественной войне узнавали из "прозы лейтенантов", о лагерях от Солженицына и Шаламова, о крестьянской цивилизации - от "деревенщиков", о трагедии русского казачества - от Шолохова. Ностальгии по России, "которую потеряли", мы учились у Бунина, Шмелева и Набокова. Стиль молодежной жизни шестидесятых годов задавали Василий Аксенов и Евтушенко с Вознесенским, а духовными кумирами семидесятых были Высоцкий и Окуджава. Человек, не прочитавший в восьмидесятые "И дольше века длится день" Чингиза Айтматова, "Пожар" Валентина Распутина и "Печальный детектив" Виктора Астафьева, не был русским интеллигентом и гражданином своей страны. И даже в девяностые годы русский постмодернизм был не просто подражанием философским открытиям французов Лиотара и Бодрийяра, но умственным состоянием целого общества с его переоценкой нравственных ценностей и ориентиров.
Пульс русской литературы всегда совпадал с пульсом жизни целой страны, даже в своей аритмии.
Так было. Сегодня этого нет.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) главным писателем 2014 года россияне назвали Дарью Донцову, написавшую 165 романов, больше десятка сценариев по ним и пять кулинарных книг. Если это итог Года культуры, то итог плачевный. Как и другие данные опроса: лучшими певцами признаны Филипп Киркоров (первое место), Григорий Лепс и Стас Михайлов (разделили второе место); лучшим актером - Дмитрий Нагиев; лучшим сериалом - "Физрук", а самым кассовым фильмом года стали "Елки 1914". Спорный, но сложный и глубоко "литературный" фильм Никиты Михалкова "Солнечный удар" (название одного из лучших рассказов Ивана Бунина) в прокате потерпел неудачу.
Успех Дарьи Донцовой не был неожиданностью. Звание "народного писателя", по данным того же ВЦИОМ, она прочно удерживает с 2006 года, несмотря на периодические обвинения в плагиате и убеждение профессиональных критиков, что написать такое количество романов без "книггеров" (литературных рабов) попросту невозможно. Но этот успех, на самом деле, не повод для паники, а повод для размышлений. Иронические "женские" детективы Дарьи Донцовой почитательницы ее прозы называют "таблетками от депрессии". В зрелом возрасте она выстояла в борьбе со смертельной болезнью и делится этим опытом с читательницами. Она не претендует на то, чтобы "сеять разумное, доброе, вечное", но, видимо, в ее романах есть нечто, что укрепляет ее поклонниц, повышает их жизненный тонус или, по крайней мере, позволяет на время забыть о личных проблемах.
По опыту знаю, что никакая реклама, никакая "раскрутка" не могут заставить читать те или иные книги. Это в кино мощная рекламная кампания способна в один уик-энд заманить в кинозалы миллионы зрителей и за два дня окупить производство фильма. В литературе так не бывает. Единственной рекламой книги может быть "сарафанное радио": один прочитал, сказал второму, второй - третьему, третий - четвертому и так далее. Так было и будет всегда.
И поэтому вопрос не в том, почему именно Донцова стала "царицей полей" в литературе, а в том, почему в отношении наших серьезных писателей "сарафанное радио" не работает. Почему не так давно оно работало в отношении Шукшина, Распутина, Астафьева, а нынче на их месте оказались Донцова, Маринина и Акунин?
Как бы ни убеждали меня в том, что это "нормально", что так живут все "цивилизованные" страны, мне скучно жить в стране, в которой литература стала "таблеткой от депрессии". Это не Россия, а что-то другое...
В конце прошедшего года мы пропустили важный юбилей. Ровно 180 лет назад в газете "Молва" была напечатана первая статья молодого журналиста и бывшего студента, исключенного из университета "за малые способности", как говорилось в определении ученого совета, Виссариона Белинского "Литературные мечтания". Последняя часть статьи вышла в газете в самом конце декабря 1834 года. А начиналась она так:
"Помните ли вы то блаженное время, когда в нашей литературе пробудилось было какое-то дыхание жизни, когда появлялся талант за талантом, поэма за поэмою, роман за романом, журнал за журналом, альманах за альманахом; прекрасное время, когда мы так гордились настоящим, так лелеяли себя будущим... Как все переменилось в столь короткое время! Какое ужасное, раздирающее душу разочарование после столь сильного, сладкого обольщения! Подломились ходульки наших литературных атлетов, рухнули соломенные подмостки, на кои, бывало, карабкалась золотая посредственность, вместе с тем умолкли, заснули, исчезли и те немногие и небольшие дарования, которыми мы так обольщались во время оно".
Главный тезис статьи В.Г. Белинского: "У нас нет литературы". Сегодня можно сказать то же самое: "У нас нет литературы".
Но что такое литература?
Белинский называл три возможных определения литературы. Первое: литература - это весь круг умственной деятельности, проявившийся в письменности. С этой точки зрения литературой сегодня является абсолютно все, включая надписи на заборах и болтовню в соцсетях, потому что это тоже отражает "умственную деятельность" населения. Литературой являются рекламные слоганы, которые, скажу вам по секрету, нередко сочиняют известные поэты. Литература - это все, что мы пишем.
Второе определение: литература - это собрание "известного числа произведений", "шедевров". Здесь у нас все в порядке: "золотой фонд" классики XIX и XX веков столь велик, что не хватит жизни, чтобы его весь прочитать.
И наконец, третье: литература - наличие писателей, выражающих "дух того народа, среди которого они рождены и воспитаны, жизнью которого они живут и духом которого они дышат, выражающих в творческих произведениях его внутреннюю жизнь до сокровенных глубин и биений".
Слово "народ" звучит сегодня слишком расплывчато. Потому скажем проще: "читатель". Читатели - это тоже народ, и, не боюсь заявить, лучшая часть народа. Литература - это не только писатели, но и читатели. Без взаимообратной и благодарной связи писателей и читателей - нет литературы. Есть Дарья Донцова. Есть книжный товар с ожидаемым и заранее просчитанным эффектом его потребления. Между прочим, эпиграфом к своей статье Белинский взял слова Барона Брамбеуса (псевдоним Осипа Сенковского): "Есть ли у вас хорошие книги? - Нет, но у нас есть великие писатели. - Так по крайней мере у вас есть словесность? - Напротив, у нас есть книжная торговля".
Два века назад сказано.
По опыту своих поездок по России и встреч с читателями я знаю, что в нашей стране осталось огромное количество людей, интересующихся литературой, в том числе и современной. Но они дезориентированы. Они не слышат даже друг друга дальше стен местных библиотек, где они время от времени собираются. Но если, например, в Иркутске Валентин Распутин организует в областном драматическом театре встречи с писателями из разных городов страны, то в огромном зале пустых мест не бывает. Летом, в выходные, в дачный сезон.
Стоило Фекле Толстой вместе с компаний ABBYY объявить о проекте по оцифровке Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого, как на этот призыв в считаные дни откликнулось свыше трех тысяч волонтеров из сорока девяти стран мира, и дело было сделано в течение года. А вы говорите: где "русский мир"? Да вот он!
Поэтому если бы меня спросили: чего я жду от Года литературы, я бы ответил просто. От Года литературы я жду... литературы. Во всем полном объеме этого понятия. В этот год мы должны вздрогнуть от счастья осознания того, что мы были и остаемся великой мировой литературной державой. И мы еще на столько поглупели, чтобы от этого счастья отказаться.
Предлагаю в этот год при встрече вместе дежурного "как дела?" спрашивать друг друга: "Что ты читаешь?"
Кстати
Евгений Евтушенко - о Годе литературы
Важное заявление Евгения Евтушенко, сбежавшего в новогодние праздники из больницы на свой поэтический вечер в ДК ЗИЛа, было связано с начавшимся Годом литературы:
- Нас ожидает Год литературы. Он, собственно, начался. И я надеюсь, - акцентировал внимание поэт, - что мы не дадим возможности превратить это в бюрократическое мероприятие. Что превратим мы этот год в народное празднество. Всем народом поклонимся - начиная от наших классиков до совсем недавно ушедших поэтов-шестидесятников..
Сейчас мы вместе с моей женой Машей завершаем в больнице "Антологию поэзии правого дела", в которой будут сплавлены в одно понятие поэты-фронтовики и те, кто были фронтовиками по сути, кто еще с детскими лопаточками и ведерками песка стоял в 41-м году во время первых бомбежек Москвы...
Я обратился к нашему государству с просьбой, чтобы мне доверили право составить на основе моей 5-томной Антологии русской поэзии два мегаконцерта, которые произошли бы в Москве и Питере. Это могло бы стать очень ярким и крупным событием Года литературы.
И второе: я попросил, чтобы мне также доверили - с хорошим небольшим молодым коллективом - дали бы один вагон, чтобы проехать по всей Восточно-Сибирской магистрали до Владивостока (по этой магистрали я когда-то мальчишкой пытался добраться на войну от станции Зима). Восстанавливая хорошие традиции агитбригад, - везде, где нас будут принимать, останавливаться и читать стихи с нашей молодой командой...
Павел Басинский, "Российская газета"
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Бизнес-конференции издательского дома «ИМИДЖ-МЕДИА»:
НОВОСТИ МАРКЕТИНГА – 12-13 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА
УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ – 19-20 МАРТА 2015 ГОДА
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА – 16-17 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА
Подробности и регистрация на сайте: http://conference.image-media.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий