суббота, 24 мая 2014 г.

Эпический и монументально-исторический стиль в «Слове о полку Игореве»

Выполнено на основе работы Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси»

"Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем. «Слово» пропитано призывом к объединению князей Руси.

В «Слове о полку Игореве» сочетаются черты двух основных стилей древнерусской литературы: эпический и монументально-исторический. Убедиться в данном мы можем рассмотрев «Слово» с точки зрения каждого из стилей.
Начнем с эпического стиля в «Слове». Эпический стиль в целом стадиально предшествует монументальному историзму, именно поэтому стоит первым рассмотреть черты эпического стиля в «Слове о полку Игореве». В эпическом стиле герой тесно связан один или несколькими своими подвигами, характеристика его едина, неизменна и прикреплена к герою. «Ведь те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, зло пробудили, которое усыпил было грозою отец их Святослав грозный великий Киевский: прибил своими сильными полками и харалужными мечами, наступил на землю Половецкую… Тут немцы и венециане, тут греки и морава поют славу Святославу…», «Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом столе, подпираешь горы угорские своими железными полками, королю загораживаешь путь, затворяешь Дунаю ворота, клади бросая через облака, суды рядя до Дуная. Грозы твоей земли страшатся…».
Герой гиперболизируется в своей силе и мужестве, его не могут одолеть враги: «Ты, храбрый Рюрик, и ты, Давыд! Ваши воины в золоченых шлемах – не они ли по крови плавали? Не ваша ли храбрая дружина рык издает, словно туры, раненные саблями калеными, в поле незнаемом!».
Еще одна яркая черта эпического стиля просматривается в момент побега князя Игоря из плена: «А Игорь князь поскакал горностаем к камышу, пал белым гоголем на воду. Кинулся на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к лугу Донца, и полетел соколом под туманами, избивая гусей и лебедей к обеду, и полднику, и ужину. Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, труся собою студеную росу; надорвали они своих борзых коней.»
После эпического стиля развивается и входит в литературу  стиль монументального историзма, характеризующийся стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний — расстояний пространственных, временных (исторических), иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное «панорамное зрение». Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты:  «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.», «Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом столе, подпираешь горы угорские своими железными полками…», «А Святослав темный сон видел в Киеве на горах…»
Так же на протяжении всего произведения мы видим подчинение людских отношений иерархии вассальных связей. Каждая ступень имеет свой идеал поведения. Образ князя имеет свои основные требования, и всем этим требованиям изображение князей Игоря и Святослава соответствует, князь изображается в церемониальном положении: «Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю…», «…отец их Святослав грозный великий Киевский…» Одним из важных действий князя было сказать напутственное слово своей дружине, и мы видим, что автор «Слова» не упустил данного момента и повествует нам о напутственном слове князя Игоря: «И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!». А о слове князя Святослава автор говорит как о «золотом слове»: «Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». 
Я рассмотрела черты монументального стиля. Остается выяснить, в чем проявляется историзм «Слова», для этого нужно сопоставить произведение древнерусский литературы с историческими сведениями, полученными из летописей Руси. Поводом для создания произведения явился неудачный поход на половцев князя Новгорода-Северского Игоря Святославича в 1185 году: русское войско потерпело поражение, а возглавлявшие его князья и оставшиеся в живых воины оказались в плену. Об этом походе рассказывается также в современных событиям летописях (Ипатьевская и Лаврентьевская летописи). Мы видим, что основой для произведения является реальныое историческое событие, но опираться на «Слово о полку Игореве» как на полностью достоверное историческое произведение нельзя, так как «Слово» является авторской обработкой события. В «Слове» имеется свой смысл, не направленный на создание истории, а направленный на поучение князей. «Слово» создается как призыв к объединению. 
В итоге своего рассмотрения «Слова о полку Игореве»  я убедилась в том, что данное произведение сочетает в себе черты эпического стиля и монументального историзма. Без собственного изучения произведения, очень сложно понять ту информацию, которую мы видим в работах исследователей «Слова». Поэтому, сопоставление работы Лихачева Д.С. с текстом «Слова» дает полное понимание всех особенностей произведения Древней Руси «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова».

2 комментария:

  1. Серьёзное мини-исследование. Заинтересовало.

    ОтветитьУдалить
  2. "Слово" при разборке соовместно со статьями Лихачева, на самом деле очень интересно))

    ОтветитьУдалить