вторник, 5 мая 2020 г.

А.В.Вампилов "Старший сын"

Александр Вампилов был обычным советским человеком, но своими мыслями, поступками и творчеством напоминал представителя совсем другой эпохи. Друзья звали его не иначе, как «канатоходец». Он всегда балансировал между обыденным и рискованным, метался в поисках своего пути, подкупал своей искренностью и честностью. Александр писал пьесы и рассказы, хотя самое важное произведение его жизни так и не было написано. Вампилов не получил признания при жизни, может от того, что сама жизнь его была очень короткой, как полет мотылька.




История создания
Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название — «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич — полковник в отставке, Эмма — его дочь, Вася — его сын, девятиклассник, Забродин — студент на каникулах, Кемеровская — машинистка, Чистяков — инженер.
Еще раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин — студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов — настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова — девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская — женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов — инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков — инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.
Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».
В 1970 Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.
Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:
«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что — Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата — центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным»[1]

Старший сын,  фильм,   1975 год





Комментариев нет:

Отправить комментарий